Трагопаны.Tragopan Cuvier, 1829 = Трагопаны. Фазановые, фазаны. Семейство: Phasianidae, или Pavonidae = Фазановые, или павлиньи. Куриные, курообразные:Отряд: Gall

Род: Tragopan = Рогатые фазаны, или Трагопаны

Род: Tragopan Cuvier, 1829 = Рогатые фазаны, или Трагопаны

Читать : Фазановые, или павлиньи

Рогатые фазаны, или трагопаны (Tragopan), коренастые птицы. Клюв у них крепкий и короткий, крылья округлые, хвост относительно короткий, с 18 рулевыми перьями.

По некоторым признакам эти крупные птицы сходны с серыми и каменными куропатками, а также с настоящими фазанами. На задней стороне глазной области имеют с каждой стороны по небольшому конусообразному отростку в виде рожка, а по бокам голого горла - выросты или "сережки" в виде лопастей, которые во время токования увеличиваются и приподнимаются. Оперение очень густое, у самцов яркое и пестрое, у самок тусклое, коричневое. У самок "рожек" и выростов на горле нет.

Род содержит 5 видов, которые распространены в Гималаях, а также в горах Мьянмы, Среднего и Южного Китая. Живут рогатые фазаны в густых влажных горных лесах на высоте от 1000 до 4000 м над уровнем моря. Весь период гнездования птицы держатся парами и только с наступлением зимы собираются в небольшие группы. Ранней весной самцы начинают издавать крики, причем более низких тонов, чем самки. Эти крики служат для взаимного обнаружения партнеров. Голос у всех рогатых фазанов довольно грубый и отличается от голосов других фазанов.

Во время тока самец твердыми размеренными шагами ходит вокруг самки, опустив почти до земли обращенное к ней крыло, с прижатым к телу оперением и подняв с другой стороны плечо. В период возбуждения у него увеличиваются мясистые отростки - "рожки" и раздувается "нагрудник", который находится у горла птицы. В таком виде самец срывается с места с распростертыми крыльями, затем внезапно останавливается, оборачивается в сторону самки, приподнимает перья на нижней стороне туловища, медленно поднимает и опускает полураскрытые крылья, трясет головой и шеей. В это время птица особенно красива: ее оперение переливается на солнце всеми цветами радуги. Продолжается токовое поведение недолго.

Самка обычно устраивает гнездо на деревьях, иногда довольно высоко от земли, охотно занимает гнезда хищных и врановых птиц, Гнездо устилает зелеными веточками, листьями и мхом и на эту подстилку откладывает 3-6 кремовом цвета с коричневыми точками яиц. Птенцы выводятся с довольно хорошо развитыми маховыми перьями. Ночуют они под крыльями самки, забравшись вместе с ней на ветку дерева.

Пища рогатых фазанов состоит преимущественно из вегетативных частей растений: нежных листьев, зеленых побегов, почек и ягод; семена и насекомых они поедают в небольших количествах. Корм собирают как на земле, так и в кронах деревьев. В природе эти птицы пугливы и осторожны, умеют искусно прятаться в зарослях, поэтому их трудно обнаружить. Особенно скрытный образ жизни ведут самцы, появляющиеся на относительно открытых местах только рано утром и вечером, тогда как самки менее заметны и на открытых местах бывают чаще.

Содержат рогатых фазанов в вольерах площадью не менее 100 м, засаженных деревьями (кленом, дубом, сосной) и кустарником (спиреей, кизильником и др.) на одну треть площади, остальную часть вольеры засевают травой. В небольших вольерах они хуже переносят акклиматизацию и наиболее подвержены болезням, особенно туберкулезу. В связи с тем что эти птицы обитают в холодном и влажном климате горных лесов, они очень чувствительны к высоким температурам, но легко переносят зимние холода, поэтому летом вольеры следует затенять. Желательно предусмотреть устройство утепленных сараев для содержания птиц в периоды обильных снегопадов.

Основной корм в течение всем года должен состоять из зелени, ягод, фруктов, проросшей пшеницы. Давать зерновую смесь следует осторожно и понемногу, так как птицы быстро жиреют и погибают. Чтобы обеспечить фазанов животным белком, необходимо регулярно кормить их мучными червями, творогом, смешанным с мелко нарезанными вареными яйцами. Из ягод рогатые фазаны любят рябину, бузину и ежевику, охотно едят нарезанные помидоры. Молодняк следует кормить, особенно в первые дни жизни, беспозвоночными, в частности мучными червями и личинками насекомых.

С наступлением весны (март, апрель) самцы начинают токовать и вскоре самки откладывают яйца. В качестве гнезд можно использовать корзины из ивовых прутьев, которые укрепляют между ветвями на деревьях на высоте 2-3 м от земли, На дно корзины следует положить подстилку: мох, листья или сено, на которую птицы откладывают яйца. Иногда самки могут отложить их и на землю, поэтому на всякий случай в укромном месте в вольере ставят гнездовой садок, который используется при выводе фазанов под курами. Самка откладывает 3-6 яиц через день, обычно сама их насиживает и выращивает птенцов. Для получения наибольшего количества яиц последние отложенные следует забирать из гнезд, стимулируя тем самым дальнейшую яйцекладку. За сезон от одной самки можно получить 4-5 кладок. Последнюю нужно оставить самке, а остальные яйца заложить в инкубатор или подложить под курицу. Птенцы в возрасте 2 сут. уже могут взлетать на жердочки (этим они сильно отличаются от птенцов обыкновенном фазана). Поскольку фазанята в таком возрасте нуждаются в тепле, их ни в коем случае нельзя оставлять на ночь в наружной вольере, а следует перенести в помещение, в котором с помощью электронагревателя поддерживается постоянная температура 27-30'С. Обогревание в ночное время птенцам требуется до двухмесячного возраста. При выращивании птенцов под самкой такие заботы отпадают, так как фазанята в ночное время забираются под крылья матери.

Кормить птенцов следует уже в первые сутки их жизни смесью из мелко нарубленного салата, тертой моркови, круто сваренного яйца и толченого белою хлеба, причем салата и моркови должно быть не менее 2/3 всего количества смеси. Корм рассыпают в кормушке тонким слоем и добавляют к нему некислый творог и белых мучных червей. На четвертой неделе фазанятам начинают давать понемногу обычный корм, которым кормят цыплят кур или индюшек. В возрасте 5 мес. молодых переводят полностью на рацион взрослых птиц.

Птенцы рогатых фазанов растут медленнее птенцов других куриных, поэтому они должны находиться при наседке до тех пор, пока по размерам не превысят курицу-бентамку. В первый год жизни молодняк не переносит ни сильной жары, ни холода, но позже от небольших морозов не страдает. В возрасте 3 мес. у самцов появляются темное оперение и волнистый рисунок, а еще через месяц - первые красные перышки. Молодые сатиры и синегорлые трагопаны приобретают роскошный наряд на втором году жизни и в этом же возрасте становятся способными к размножению. Они быстро привыкают к ухаживающему за ними человеку, садятся к нему на плечи и берут корм из рук.

Читать дальше: Обзор видов рода Рогатые фазаны, или Трагопаны