Кавказский тетерев. Lyrurus mlokosiewiczi = Кавказский тетерев. Тетерев. Род: Lyrurus Swainson = Тетерева. Семейство: Tetraonidae = Тетеревиные. Куриные, курообразные:Отряд: Galliformes = Куриные, курообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Вид: Lyrurus mlokosiewiczi = Кавказский тетерев

Вид: Lyrurus mlokosiewiczi = Кавказский тетерев

Читать : Тетеревиные

СТАТУС. Малочисленные виды (II категория)

Ареал обитания: Редкий, узкоареальный вид, численность которого сокращается. Длина крыла 209-232 мм. Высокогорье Кавказа.

Распространение. Населяет северные склоны Кавказа - верховья рек Белой, Бол. Зеленчука, Теберды, Кубани, Малки, Черека, Терека. Вне России водится на Большом Кавказе и ряде хребтов Малого Кавказа. Вне бывшего СССР обитает в Турции. Летние места обитания - альпийские луга, заросли рододендрона, низкорослой березы; зимние - субальпийское верхолесье, выгревы нижней части альпийской зоны, высокоствольные пихтовые леса. Весной тетерева поднимаются к верхней границе лесов и на проталины альпийских лугов, в места гнездования (1). Гнездо - ямка, выстланная сухой травой и несколькими перышками, располагается в зарослях рододендронов, можжевельника или в субальпийском высокотравье, иногда в нише между камнями.

Численность. Низка по всему ареалу. В Тебердинском заповеднике плотность популяции тетерева в 1960 г. составляла 1,4 птицы на 1 кв.км, а в 1967 - 1968 гг. достигла 3,8 птицы на 1 кв.км (2). На Западном Кавказе плотность населения - 2,5 особи на 1 км кв., а в наиболее населенных местах - 10 птиц на 1 кв.км (3).

В Тебердинском заповеднике рост численности отмечен с 1964 г.- через 21 год после прекращения выпаса скота.

Лимитирующие факторы. Основная причина снижения численности - интенсивный выпас скота в местах гнездования, Фотобраконьерство. Колебания численности объясняются переохлаждением яиц и птенцов при длительных похолоданиях (4). В кладке насчитывается 5 - 7, иногда 9 яиц. Очень высока смертность птенцов: в период с 20 по 30 июня среднее число птенцов в выводке - 3,8, в августе - 2,8 (1,3).

Меры охраны. Добыча кавказского тетерева запрещена в пределах всего ареала. Часть популяции охраняется в Тебердинском, Кабардино-Балкарском и Кавказском заповедниках. Вид внесен в Приложение II к Конвенции СИТЕС. Необходимо усилить борьбу с браконьерством, организовать сезонные заказники с режимом, охраняющим места размножения кавказского тетерева.

Источники информации: 1. Михеев, 1952; 2. Витович, 1977а; 3. Журавлев, 1977; 4. Витович, 1977б. Составитель: Г. К. Иванов.