Рябчик. Род: Bonasa (Tetrastes) Keyserling et Blasius = Рябчики. Семейство: Tetraonidae = Тетеревиные. Куриные, курообразные:Отряд: Galliformes = Куриные, курообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Род: Bonasa = Рябчики

Род: Bonasa (Tetrastes) Keyserling et Blasius = Рябчики

Читать : Обыкновенный рябчик

Род: Рябчики

Рябчик Северцова живет в Центральном Китае. Ареал крохотный, образ жизни неизвестен.

Воротничковый рябчик: Аляска, Канада, США. У самца два пучка длинных перьев по бокам шеи. Токуя, он их распускает пышным жабо. Раздувает полосатую шею, хвост раскинут веером. Если самка погибнет, самец водит и охраняет птенцов.

Рябчик. В середине сентября, когда багрянцем вспыхивают березово-осиновые рощи, удивительно ярко на их фоне выглядят зеленые ели. Хорошо в лесу в эту пору. Человека радует все: и яркие краски леса, и шорох опавших листьев, и жухлые травы, и карминовые кисти калины, склонившейся над ручьем.

Охотник подходит к еловой рощице на берегу ручья, тихо свистит в манок, подражая голосу самки рябчика, и ждет. Вот из лесной чащи донесся ответный тонкий свист самца. Теперь надо быть очень внимательным. Рябчик с легким шумом начинает перепархивать с дерева на дерево, приближаясь к охотнику. Как всегда, он неожиданно садится в кроне соседнего дерева. Охотник слышит, но не видит птицу - настолько ее окраска гармонирует с цветом древесной коры и ветвей...

Населяет всю лесную зону нашей страны, от западных границ до верховьев реки Анадырь, Сахалина и Приморья на востоке. Отсутствует в лесах Камчатки, в лесотундре и лесостепи.

Типичным местообитанием рябчика являются старые еловые и елово-лиственные леса с полянками, долины рек и ручьев. Особенно любит держаться по опушкам елово-ольховых и елово-березовых лесов. Чистых сосновых боров избегает.

Рябчик - оседлая птица, но совершает сезонные перемещения в различные типы леса, в зависимости от смены кормов.

Общие запасы рябчика в стране велики и определяются осенью в 32 - 37 миллионов штук. В зоне южной тайги осенняя плотность рябчика достигает 12 - 18 штук на 100 гектаров лесных угодий.

Рябчик - некрупная птица, величиной с домашнего голубя, плотного телосложения. Оперение серое с черными и рыжими поперечными полосами. У самца выделяется черное горло, окаймленное светлой полосой. На голове слабозаметный хохол. В полете рябчик кажется дымчато-серым и заметна темная полоса в вершине распущенного хвоста.

Самка похожа на самца, но горло у нее светлое, пестрое.

Осторожна, скрытно живущая птица. С земли или с дерева взлетает шумно, с характерным треском. В полете быстро машет крыльями, а перед посадкой стремительно планирует. Великолепно затаивается на деревьях, и не каждый охотник может найти переместившегося рябчика. Весной и осенью в ясную погоду рябчики пересвистываются тонким протяжным свистом, различным у самца и самки. Вес птицы - 360 - 440 г.

Сибирские рябчики более крупные и светлые, чем европейские.

Рябчик - моногам, пары образуются осенью, в сентябре октябре. Половая зрелость наступает в годовалом возрасте. Весной, с появлением проталин в лесу, самец начинает токовать возле своей самки. Он часто свистит, распускает веером хвост и бегает за ней, волоча крылья по земле. Особенно активно рябчик токует в ясные тихие зори. В пасмурную с дождичком погоду не токует.

Самка устраивает гнездо на земле, обычно возле комля дерева, под кустиком или валежиной. Неглубокая ямка выстилается сухими стебельками трав, а края гнезда - прутиками.

На юге своего ареала рябчик приступает к кладке яиц с середины апреля, на севере - в конце мая - начале июня. Самка откладывает от 7 до 12 яиц (в среднем 8-9) буровато-желтого цвета с редкими красно-бурыми пятнышками. Вес яйца достигает 17-18 г, Установлено, что старые самки начинают нестись раньше, откладывают большее число яиц и более крупного размера, чем молодые. Насиживание длится 22-23 дня. Сидят на яйцах настолько крепко, что иногда позволяют взять себя в руки.

Во втором периоде насиживания самцы покидают самок и держатся обособленно. В случае гибели первой кладки самка может отложить повторную кладку из 5-6 яиц.

Молодые рябчики в двухмесячном возрасте достигают размеров взрослой птицы, и выводки обычно в сентябре распадаются. Осенью молодняк расселяется в поисках собственных участков леса, иногда за 3-4 км от гнезда. Осенью и зимой рябчики живут парами. Но иногда на ягодниках они держатся небольшими стайками в 5-10 птиц. В Сибири рябчики и зимой нередко живут стайками.

В теплые времена года рябчики ночуют на елях или на земле. Зимой, в морозы, часто зарываются в снег.

Питание изменяется по сезонам года. Поздней осенью и зимой рябчик кормится почками и сережками ольхи, березы, лещины. Летом молодняк поедает большое количество насекомых и их личинок - гусениц бабочек, жуков, а также кормится соцветиями и семенами трав. Ближе к осени рябчики перекочевывают на ягодники. Особенно охотно они поедают ягоды черники и брусники.

Теоретически популяция рябчика после размножения должна увеличиваться к осени в 5 раз. Однако даже в очень благоприятные годы численность его в угодьях увеличивается после размножения не более как в 2,5-3 раза. В годы же с холодной весной и дождливым летом, особенно в июне, урожай рябчика и того меньше.

Причина этого - гибель кладок от нападения хищников, от вытаптывания скотом, от пожаров и т. д. В дождливое лето смертность молодняка в выводках достигает 45%. Дожди особенно губительны для птенцов в первые три недели их жизни. Как и у всех выводковых птиц, птенцы рябчика с первых дней жизни сами добывают себе корм в тех местах, куда их водит самка.

При продолжительных дождях резко снижается активность насекомых, и рябчики вынуждены голодать. Намокшие, истощенные, они становятся легкой добычей хищников, нередко гибнут от голода или глистных инвазий.

Спортивная охота в СССР. Т.1 (Москва, 1975)