Полярная (черноклювая) гагара. Вид: Gavia immer = Полярная (черноклювая) гагара. Гагары, гагарообразные: Отряд: Gaviae, или Gaviiformes = Гагары, гагарообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Вид: Gavia immer = Полярная (черноклювая) гагара

Вид: Gavia immer = Полярная (черноклювая) гагара

Читать : Гагары

Одна из наиболее крупных гагар, размерами уступает лишь Белоклювой. Длина тела - 690-910 мм, длина крыла - 331-400 мм, вес 2,7-6,3 кг. У взрослых птиц летом голова и шея черные c зеленым металлическим оттенком, узкий поперечный участок у основания горла имеет короткую продольной белую штриховку. Более широкий участок с такой штриховкой расположен по бокам шеи, образуя светлый полуошейник в ее средней части. Верхняя сторона тела черная с крупными четырехугольными (в плечевой области) и многочисленными мелкими округлыми белыми пятнами. Нижняя сторона белая с узкими продольными черными полосками по бокам груди. Первостепенные маховые буровато-черные, вся вершинная половина их стержней черноватая, рулевые черные. Клюв черный, прямой и массивный, плавающая птица обычно держит его горизонтально.

В зимнем наряде голова и шея взрослых птиц сверху черновато-бурые, спина несколько светлее, темно-бурая с размытым рисунком, образованным светлыми каймами и полосками, более широкими на вершинах плечевых перьев. Горло, нижняя сторона шеи, грудь и живот белые. Граница между черновато-бурым верхом и белым низом на боках головы и шеи довольно резкая, вокруг глаза четкое узкое белое кольцо, у основания шеи - черно-бурое полукольцо. Клюв серовато-белый с голубоватым оттенком, его конек и вершина черноватые.

Гнездовой наряд сходен с зимним оперением взрослых, но верх более бурый, на перьях спины широкие бледно-серые каймы образуют отчетливый чешуйчатый рисунок. Светлое кольцо вокруг глаза менее выражено.

Пуховой птенец окрашен темнее, чем у других гагар. Первый наряд: сверху птенец темно-бурый, почти черный, нижняя сторона несколько светлее. Второй наряд светлее первого, брюшко и нижние кроющие крыла буровато-белые.

Голос: Характерный крик Полярной гагары - громкий и мелодичный вой, символ северной Канады. Этот звук птицы издают только во время периода размножения, для обозначения границ гнездовой территории. В случае опасности издает предостерегающий крик, напоминающий смех.

Распространение. Ареал Полярной гагары: Встречается в Северной Америке от тихоокеанского до атлантического побережья, на север до арктического побережья. К югу до северо-восточной Калифорнии, северо-западной Монтаны, северных Дакоты, Айовы, Иллинойса, Индианы, Огайо, Пенсильвании, Массачусетс, Коннектикута, Нью-Гемпшира, Ньюфаундленда. Обитает и на некоторых островах: Исландия, Медвежий, Алеутских, Ян-Майен, Баффинова Земля, Ньюфаундленд. Отмечен залет на Командорские острова (остров Беринга).

В западной Палеарктике регулярно гнездится только в Исландии и на о-ве Медвежий. Известно также гнездование пары в Шотландии в 1970 г. В июле-августе 1996 г. птиц встретили на Новой Земле. Указания на другие залеты в пределы европейской части России, требуют подтверждения.

Населяет преимущественно крупные и средней величины, довольно глубокие озера с хорошо развитой прибрежной растительностью и пригодными для гнездования мелкими островками в тундрах и открытых участках таежной зоны. Во время перелетов встречается на морских побережьях, крупных озерах и реках. Зимует в прибрежной морской зоне, в Европе от Норвегии до Испании и Португалии, в Северной Америке от Аляски до Калифорнии и от Ньюфаундленда до Флориды и Мексиканского залива.

Образ жизни: В полете шея вытянута, ноги распложены сзади туловища. Перед взлетом разбегается по воде. При посадке на воду сначала садиться грудью, чем вызывает типичный для этих гагар плеск.

Половой зрелости достигают в два года, живут до 20 и более лет.

Питание: Полярная гагара как и все остальные гагары отлично ловит рыбу, иногда ныряя за ней на глубину до 60 м. На пресных водоемах питается в основном небольшими щуками, окунями, речной форелью. На море ловит камбалу, форель, сельдь.

Размножение: Сезон размножения начинается на юге ареала в мае, на севере по времени окончания паводка. Гнездо располагается рядом с водой. В кладке бывает 1-3 яйца, но, как правило, только два. Размер яиц 9 x 5,7 см. Насиживают яйца и кормят птенцов оба партнера.

Люди и Полярная гагара

Полярная гагара является официальным символом штата Онтарио и штата Миннесота. Изображена на канадской монете в 1$. Участвует во многих легендах коренных народов Северной Америки.

Птица чувствительна к загрязнению и кислотным дождям, в связи с чем исчезла с некоторых озер Северной Америки.