Размножение, спаривание раков, крабов, брачное половое поведение ракообразных, 5 отличий краба от рака

Ракообразные (Crustacea) Отряд Десятиногие ракообразные

Почти все десятиногие ракообразные раздельнополы, причем самцы внешне хорошо отличаются от самок.

У креветок, как правило, самцы мельче самок, а у ползающих десятиногих наоборот, и только у крабов, живущих в других животных (Hapalocarcinidae, Pinnoteridae), самцы, так же как у креветок, уступают по своим размерам самкам.

Диморфизм

Часто самцы имеют более сильно развитые клешни, помогающие удерживать самку при спаривании.

Иногда, как, например, у краба-плавунца Neptunus, самец и самка различаются по цвету, а у травяного краба Carcinus - по форме карапакса.краб и рак

Читать сначала: Знакомство с отрядом Десятиногих ракообразных

Особенно четко проявляется половой диморфизм в строении брюшка и его придатков.

Как уже указывалось, передние брюшные ножки самцов целиком или частично преобразованы в органы, при помощи которых самец переносит сперматофоры, прикрепляя их к половым отверстиям самки, а у крабов - вводя их в ее половые пути.

Нередко брюшко самок бывает шире, чем у самцов (самки носят под ним икру), а у крабов оно, кроме того, часто состоит из большего числа сегментов, так как у самцов брюшные сегменты частично сливаются между собой.

У некоторых крабов наблюдается полиморфизм самцов.

Так, например, среди самцов Inachus различаются три категории:

• мелкие крабики с толстымирак и краб клешнями,
  • несколько более крупные, но с плоскими, как у самок, клешнями
  • и самые крупные, опять с толстыми клешнями, причем семенники хорошо развиты только у крабов первой и третьей категории.

Гермафродитизм

Гермафродитизм свойствен лишь немногим креветкам.

Таковы все представители семейства Pandalidae, в том числе и промысловые виды Pandalus borealis и P. latirostris. Это типичные протерандрические гермафродиты. При наступлении половозрелости они становятся самцами, а на третий год жизни превращаются в самок.

Сходным образом происходит смена пола у Lysmata seticauda и Calocaris macandrae.

Поиск самки

Самцы водных десятиногих находят самок, руководствуясь чувством обоняния и осязания.

самцы креветкиНа жгутах передних антенн самцов креветок особенно много чувствительных щетинок, помогающих, вероятно, в поисках самок.

Сухопутные крабы пользуются для этого зрением. Самцы издали видят самок и быстро бегут к ним.

Непосредственно перед спариванием самка линяет.

У многих крабовидных отшельников, например у камчатского краба и у некоторых настоящих крабов, в том числе у мохнаторукого краба, линьке самки предшествует так называемое «положение рукопожатия», при котором самец и самка стоят друг перед другом и самец крепко держит в своих клешнях клешни самки. При этом оба партнера приподнимаются на своих грудных ногах. «Положение рукопожатия» может длиться довольно долго, у камчатского краба от 3 до 7 дней, и заканчивается линькой самки, причем, по некоторым наблюдениям, самец помогает самке слинять, стаскивая с нее старый панцирь. Другие крабы ждут линьки самки, взобравшись на нее сверху.

Читать дополнительно: Cодержание ракообразных

Спаривание

линька крабаПосле линьки самки наступает спаривание. Самец при помощи передних брюшных ног прикрепляет сперматофоры близ половых отверстий самки и только у крабов вводит их в семеприемники самки.

Самцы некоторых раков-отшельников приклеивают сперматофоры к раковине, в которой живет самка.

У разных видов спаривание осуществляется по-разному.

• Креветки Sicyonia carinata и Athanas nitescens располагаются перпендикулярно друг к другу, причем самец оказывается лежащим на спине снизу, а самка спиной кверху над ним.
  • У речных раков, омаров, лангустов, Galatheidea и некоторых других самка лежит на спине, а самец находится над ней спиной вверх.
  • У многих крабов и у крабовидных отшельников самец сидит сверху, на спинной стороне самки.
  • Молодые самцы (длиной 10 мм) Athanas nitescens в течение нескольких минут спариваются с разными самками 4—5 раз, более крупные (17—20 мм) — один раз.
  • Самцы других креветок, китайского и камчатского крабов, речного рака Cambarus также часто спариваются с несколькими самками.
  • Самкам некоторых крабов для оплодотворения яиц достаточно одного спаривания в несколько лет, так как сперматозоиды в семеприемниках остаются живыми.
  • Самка американского голубого краба (Callinectes) спаривается один раз в жизни, в возрасте 3 лет, а живет 7 лет и откладывает яйца ежегодно.

Откладка яиц

Промежуток между спариванием и откладкой яиц у разных видов различен.

• как рождаются крабыСамки Athanas и других креветок начинают откладку яиц через несколько минут после спаривания, речные раки—через 10— 45 дней, краб Carcinus—через несколько месяцев.
  • Для откладки яиц омары, речные раки и раки-отшельники опрокидываются на спину, а креветки ложатся на бок и подгибают брюшко так, чтобы между ним и нижней поверхностью груди образовалось пространство, куда и попадают яйца. Вместе с яйцами выделяется секрет, растворяющий оболочки сперматофоров, сперматозоиды освобождаются и оплодотворяют яйца.
  • Самки лангустов разрывают оболочку сперматофора когтем задней ходильной ноги. Секрет цементных желез, находящихся у крабов в семеприемниках, а у остальных десятиногих на нижней поверхности брюшка и на брюшных ножках, образует наружную оболочку каждого яйца, а также тяж, который прикрепляет его к брюшным ножкам матери.
  • Крабы Carcinus при откладывании яиц зарываются в грунт, без чего не происходит прикрепления яиц. В дальнейшем яички остаются на плеоподах вплоть до выхода личинок или молодых рачков.
  • Только у самых примитивных креветок, объединяемых в семейство Penaeidae, процесс откладывания яиц происходит иначе: они откладывают яйца прямо в воду....

Читать дальше: Плодовитось и развитие Десятиногих ракообразных

Краб и рак: отличия

Форма тела

Продолговатое тело рака — первое, что отличает близких родственников. И происходит это благодаря твердому хвосту, покрытому защищающими пластинами. Длина тела речного жителя обычно достигает не больше 25 см.

Этим то и не может похвастаться краб. Его тело имеет круглую, квадратную либо треугольную форму. Но именно этот факт позволяет ему двигаться намного быстрее. В зависимости от конкретного вида длина тела этих животных может значительно отличаться. Обыкновенный краб-паук в длину достигает не более 30 см, японский — 100-120 см, а гигантский камчатский вырастает до 1,5-1,8 м.

Способ передвижения

Вот в чем однозначно проигрывает рак, так это в передвижении. Да, как и все живые существа, он может двигаться вперед и назад, но делает это очень медленно. Во многих литературных произведениях сказано о характерной привычке рака пятиться назад. И такому поведению есть объяснение: когда он плывет, брюшко, на котором расположены плавники, подгибается и хвост оказывается впереди. Таким образом рак оставляет возможность быстрого реагирования при возникновении опасности: он, подобно торпеде, уплывает на дно и зарывается в ил. На суше эти особи повторяют нечто подобное, и с помощью крепких и крупных клешней ходят задом наперед.

А вот крабы значительно лучше преуспевают в этом вопросе. Передвигаются они быстро и ловко, что дается им несложно, имея такое компактное и легкое тельце. Но делать это подводные жители предпочитают «бочком». Всему причиной оказалась анатомия тела краба: его ходильные ножки направлены не вниз, а в стороны. Быстро передвигать ногами вперед у краба не получается анатомически, а ползти «бочком» — не составляет труда.

Среда обитания

Обитают раки в пресных источниках. Это могут быть реки, озера или моря. Эти животные прежде всего ценят экологичность окружающей среды. Если в водоеме удалось обнаружить рака — в чистоте воды можно не сомневаться. На дне они роют норы, которые служат убежищем от опасности.

Крабы менее привередливы в вопросе «жилища». Водятся они практически во всех морях и океанах планеты. Огромное количество этих членистоногих встречается в области морского мелководья, но больше всего крабов обитает в тропиках. Они могут жить на берегу, так и на глубине — до 5 километров.

Краб