Таракан, тараканы.Отряд: Blattoptera = Таракановые, тараканы. Класс Насекомые - Insecta

Отряд: Blattoptera = Таракановые, тараканы

Отряд: Blattoptera = Таракановые

Тип: Arthropoda von Siebold et Stannius, 1845 = Членистоногие

Класс: Insecta = Насекомые
Отряд: Blattoptera = Таракановые, тараканы
Род: Periplaneta = Тараканы (американский, австралийский)
Род: Blatta Linnaeus = Тараканы чёрные
Род: Shelfordella = Туркестанский таракан
Род: Supella Serville = Мебельный таракан
Род: Ectobius Stephens = Таракан лесной

Перейти в оглавление раздела: Все о тараканах

Тараканы: обзор видового разнообразия

Таракан

Тараканы - это одни из древнейших наземных обитателей нашей Земли, которые топчут ее уже более 300 миллионов лет. В настоящее время эта группа очень выносливых насекомых, которые смогли пережить многих представителей животного и растительного мира, исчезнувших с лица Земли, представлена более чем 3,5 тысячами видов. Тараканы в основном всеядны.

Распространенный в Эквадоре банановый таракан Panchlora nivea имеет длину тела 18-25 мм: самки крупнее 22-25 мм, самцы мельче 18-22 мм. Эти тараканы обитают в лесной подстилке и ведут в основном дневной образ жизни. Хорошо развитые крылья имеются у особей обеих полов, и они великолепно летают. Банановые тараканы – живородящие насекомые, их безкрылые личинки населяют подстилочный припочвенный слой земли. Быстро растут.

Тараканы-черепашки Ergaula capucina достигают длины в 20-20,5 мм, а обитают в Таиланде, Бирме. Они ведут скрытый образ жизни, постоянно роясь в подстилке и другом растительном субстрате. Тело тараканов-черепашек имеет каштановую окраску и оснащено крыльями. При этом у самцов крылья длиннее туловища и они могут летать, а вот у самок они немного короче тела поднять своих обладателей в воздух не могут. Крылья самцов тараканов-черепашек на верхней стороне имеют бело-желтую поперечную полосу. Для защиты от врагов и при внезапной угрозе, по краям тела у таракана появляются белые отросточки запаховой железы, которая источает отпугивающий запах. Размножаются тараканы-черепаши оотеками. Отрождающиеся личинки бескрылые, растут довольно долго, а в возрасте около 8-9 месяцев становятся половозрелыми.

Торфяные тараканы (Panesthia sp.), распространенные во Вьетнаме, практически всю жизнь проводят в торфе, питаясь различными растительными остатками. Их черно-коричневого цвета тело с блестящими крыльями и имеет в длину около 40 мм. Размножаются отеками. Из яиц появляются бескрылые коричневые личинки с оранжевым пятном на спинной стороне. Развитие длится около 10 месяцев.

Марципановый таракан (Е. floridiana), распространеный в США, выглядит весьма декоративно благодаря окраске тела под цвет красного дерева. Самцы мельче самок и достигают в длину 30 мм, самки длиннее самцов примерно на 10 мм. Самки вынашивают отеку около 3.5 месяцев, после чего приклеивают ее к подходящему субстрату. Продолжительность развития личинок 8 месяцев. Взрослые марципановые тараканы при хороших условиях жизни живут около 2,5 лет.

Лесной таракан (Blaberus discoidalis), обитающий в листовой подстилке лесов Центральной Америки, имеет длину тела около 70,2 – 70,5 мм. При этом самки чуть крупнее самцов. Крылья, которые всего на несколько миллиметров выступают за туловище, имеются как у самцов, так и самок. Надкрылья и переднеспинка светло-коричневые с черным пятном, которое может содержать несколько светлых точек, и коричневатыми пятнами на передней части. Продолжительность эмбрионального развития в яйце приблизительно 3 месяца, а развитие личинки продолжается в почвенном покрове еще около полугода. Полный цикл развития до стадии взрослого насекомого составляет 1 год.

Аргентинский лесной таракан (Blaptica dubia), распространенный в Южной Америке, имеет длину тела около 40 мм. Крылья у самца черные, тело блестящее, как будто покрыто лаком. Самки бескрылы, их крылья редуцированы. Развитие личинки происходит в почвенном покрове, и длится около 7 месяцев. Продолжительность жизни аргентинского лесного таракана длится 2 года.

Таракан Archimandrita tessellata, достигающий в длину 90 мм, распространен в Центральной Америке на территории Коста-Рики и Панамы. В отличие от многих других видов, обитает не на почве, а на ветвях в кроне дерева. Крылья у них широкие, середина переднеспинки имеет выпуклую центральную часть с коричневым узором из пятен. Надкрылья в темно-коричневых пестринах. Наличник у личинок темный, а у взрослых насекомых светло-желтый. Лапки сильно шиповатые. Этот таракан - яйцеживородящая форма, так как самки носят яйца в мягкой бесцветной оотеке на протяжении 3.5-4 месяцев вплоть до самого вылупления 18 до 30 личинок. Их развитие длится около 9 месяцев, и все это время они находясь в почвенном покрове. Продолжительность жизни взрослых тараканов в среднем составляет около 1 года.

Таракан Leucopbaea maderae распространен в лесах Западной Африки. Самки крупнее и достигают длины 50 мм., самцы мельче почти на 10 мм. Яйцеживородящая форма, при этом продолжительность развития в яйце составляет около 3 месяцев, а личинки завершают свое развитие примерно за год.

Таракан Blaberus craniifer, распространеный в Центральной и Южной Америке, имеет большие, но непригодные для полета крылья. Это наземный вид, ведущий активный образ жизни в дневное светлое время суток, обитая в лесной подстилке. Длина тела самки 55, самца 50 мм. Переднеспинка и крылья светло-коричневые с черным пятном. Живородящий вид, эмбриональное развитие в яйце занимает примерно 3-4 недели. Вылупившиеся из яиц личинки обитают в почвенном покрове, а цикл их развития составляет 4-5 месяцев. Основу пищевого рациона составляют разнообразные растительные остатки и останки мертвых животных. Продолжительность жизни взрослых тараканов - 1-2 года.

Мадагаскарский таракан (Dromphadorrina portentosa) ведет сумеречный образ жизни, обитая в лесной подстилке и на стволах деревьев тропических лесов Мадагаскара. Это бескрылые, очень декоративные и достаточно крупные насекомые, достигающие в длину 70 мм. Самки крупнее самцов, самцы также отличаются от самок двумя "рожками", расположенных на переднеспинке. Тергит у мадагаскарского таракана черный, кольца и переднеспинка бурого цвета. Мадагаскарские тараканы питаются фруктами, овощами и другими растительными кормами. При опасности они могут издавать шипящие звуки. Яйцеживородящая форма, с численностью выводка от 20 до 30 личинок. Развитие эмбрионов происходит в яйцах, которые располагаются в мягкой, бесцветной кожистой отеке, которую носят самки до самого вылупления личинок. Развитие личинки продолжается около полугода, а через 4-6 месяцев она становится взрослым насекомым. Продолжительность жизни 2-3 года.

Мраморный таракан (Nauphoeta cinerea) родом с Карибских островов (Южная Америка). Эти тараканы обитают в верхних слоях почвы и имеют серую, со светло- коричневыми пестринами, окраску тела, а личинки обычно темно-коричневого цвета. Самки шире и крупнее – около 30 мм, самцы достигают 25 мм. Светлые пятнышки на покровных крыльях образуют красивый мраморный рисунок. С обеих сторон по краям шейного щитка имеются темно-коричневые полосы. Самцов можно легко отличить и по характерному брачному поведению: они при ухаживании за самками приподнимают надкрылья и крылья. Мраморные тараканы абсолютно всеядны благодаря тому, что в их кишечнике обитает ряд симбионтных бактерий. Размножаются достаточно быстро. Мраморный таракан – яйцеживородящий вид. Самка носит кожистую оотеку до самого вылупления из яиц личинок периодически высовывая ее из створки яйцеклада для проветривания. Сроки эмбрионального развития в яйце - 2-4 недели. Одна самка в состоянии произвести на свет до 10-20 мелких бескрылых личинок белого цвета (личинки бескрылые до последней стадии развития). Затем они становятся темно-коричневыми, развитие личинки проходит за 4 месяца.

Черные тараканы (Blatta orientalis) очень теплолюбивы и скрытны, поэтому их излюбленные места обитания - отопительные трубы в подвалах домов и ванные комнаты. Черных тараканов увидеть днем практически невозможно, так как даже при включенном свете они никогда не вылезают из своих укрытий. Окраска тела может варьировать от черной до темно-коричневой. У самок , у самцов -. Самец имеет длину тела около 25 мм и отличается от самки, длина тела которой достигает 30 мм, наличием пары грифельков на генитальной пластинке. Надкрылья у черных тараканов сильно уплотненные, а крылья у самки недоразвиты и от них сохранились только две небольшие пластинки. Яйца в половых путях самки по мере созревания формируют оотеку. По мере своего роста оотека появляется на кончике брюшка, таким образом обеспечивается вентиляция яиц, необходимая для нормального развития в них зародышей. В зависимости от температуры и влажности инкубация яиц может сильно затянуться. Молодь черных тараканов также развивается очень медленно.

Американская перипланета (Periplaneta americana) - обитатель тропиков, а по различным странам мира расселился после 17 века, когда она была завезена с Кубы с грузом сахарного тростника сначала в различные портовые города, откуда уже расселилась по всему миру. У нас этот вид часто встречается в основном в подвалах, но если американская перипланета попадает в квартиру, уже заселенную прусаком и черным тараканом, то вскоре она полностью вытесняет эти виды, попросту истребляя их. В природных местообитаниях перипланета живет в травянистой растительности, а также в растительной подстилке и верхних слоях почвы, под отставшей корой деревьев. Американская перипланета ведет ночной образ жизни, а день проводит в укрытиях. Самцы этого вида летают, быстро бегают, прыгают, мигрируя в поисках пищи. Длина тела самки 40, самца - 30 мм.

Американская перипланета живет 9-10 месяцев, причем у самцов продолжительность жизни выше. Окраска на всех стадиях развития красно-коричневая. Оотека состоит из отвердевшего секрета желез. Самка носит ее на конце брюшка от 25 часов до нескольких недель в зависимости от температуры. Затем она пристраивает оотеку в укромном месте. До взрослого состояния личинки пройдут от 9 до 13 линек.