Таракан австралийский. Periplaneta australasiae Fabricius = Таракан австралийский. Таракан, тараканы.Отряд: Blattoptera = Таракановые, тараканы. Класс Насекомые - Insecta

Отряд: Blattoptera = Таракановые

Periplaneta australasiae Fabricius = Таракан австралийский

Вид: Periplaneta australasiae Fabricius = Таракан австралийский

Читать дополнительно: Американский таракан

Periplaneta australasiae Fabricius = Таракан австралийский

Австралийский таракан Periplaneta australasiae F., 1775.

Основная окраска рыжевато-бурая до красно-коричневой, снизу охряно-коричневая. Голова довольно широкая. Межглазное пространство, включая весь затылок, блестяще черновато-бурое или между глазами имеется желтоватая поперечная перевязь и над ней 2 ряда волосков и соответственно (если они стерты) 2 ряда точек, под ней 2 коричневых пятна, остальное лицо светлое. Глаза примерно в 2 раза длиннее, чем ширина лба между ними. Межглазная область довольно широкая, у самца довольно сильно суженная книзу и превышающая в наиболее узкой части примерно в 2 раза ширину первого членика усиков, у самки умеренно сужена книзу, почти в 3 раза шире первого членика. Глазки палевые, ясные.

Диск переднеспинки без признаков косых борозд в задней части, палевый, с двумя очень резкими, коричневыми до черного, изменчивой формы крупными пятнами и такого же цвета каймой по заднему краю. Грудные стерниты желтоватые до охряно- коричневых. Надкрылья и крылья длинные, у самца немного более короткие, закрывают брюшко или превосходят его на 4 — 5 мм. Periplaneta australasiae Fabricius = Таракан австралийский Костальное поле надкрылий до красновато- коричневого переднего края с палево-желтой полоской, как светлые части переднеспинки, остальная часть надкрылий красноватая; к вершине более желто-коричневая.

Первый тергит брюшка самца по середине передней части с широкой и неглубокой вогнутой бороздой, где расположен пучок шелковистых волосков, из которых передние образуют направленную назад бахрому, а срединные направлены в стороны и несколько назад, также образуя бахрому. Пятый тергит у самца с остро закругленными задними боковыми углами. Эти углы на шестом и седьмом тергитах слегка выступают назад в виде острых углов. Задний край седьмого тергита у самца слегка выступает в срединной части, посередине с очень слабой угловатой выемкой. Анальная пластинка самца полностью уплотненная, непрозрачная, короткая, поперечная, суживающаяся к вершине; задний край широко обрубленный, иногда слабо вырезан, образует по бокам с дуговидно-вогнутыми боковыми сторонами прямой угол (рис. 23). Анальная пластинка самки маленькая, треугольная, сзади с небольшой вырезкой (рис. 24). Церки умеренно длинные, 14 — 16-члениковые, в вершинной части неутолщенные, довольно быстро суживающиеся к заостренному концу, довольно редко превосходят надкрылья, но часто достигают их вершины. Генитальная пластинка самца сзади несколько сужена и слегка вырезана. Грифельки почти равны ей по длине.Periplaneta australasiae Fabricius = Таракан австралийский

Размеры. Длина тела самца 23 — 30; самки 24 — 35; длина переднеспинки у самца 6,2 — 7,2; у самки 7,8 — 9; ширина переднеспинки у самца 8 — 9,5; у самки 9,5 — 11,8; длина надкрылий у самца 24 — 27; у самки 20 — 27 мм.

Оотека коренастая, прямоугольно-овальная (рис. 26). Поверхность микроскопически шагреневая, со слабыми вертикальными обозначениями между яйцевыми камерами. Гребешок ясный, но более низкий, чем у P. americana, и зубчатость только в виде следов. Длина 10,5; ширина 5 мм.

Этот вид широко распространился с грузами по многим городам Европы и Америки. Неоднократно отмечен в Москве, С-Петербурге и некоторых портовых городах России, где осваивает стации с теплым и влажным климатом. В теплицах и оранжереях быстро размножается и становится настоящим вредителем. По особенностям биологии близок к американскому таракану.

Д.П. Жужиков и Н.А.Алешо: "ТАРАКАНЫ РЯДОМ С НАМИ". Москва, 1997