Черный таракан в квартире = Blatta orientalis. Таракан, тараканы.Отряд: Blattoptera = Таракановые, тараканы. Класс Насекомые - Insecta

Род: Blatta = Тараканы чёрные

Вид: Черный таракан = Blatta orientalis

Читать дополнительно: Blatta orientalis Linnaeus = Таракан чёрный

Тело самца довольно стройное, у самки более коренастое, сверху одноцветно блестящее, смоляно-черное, черновато-бурое или тёмное красно-коричневое. Голова с выпуклым теменем, округло соединяющимся со лбом. Расстояние между глазами примерно равно длине глаз или у самца на 1/5 короче, а у самки на 1/6 шире и превосходит у самца немного, у самки значительно расстояние между внутренними сторонами усиковых впадин. Глазки светлые, желтоватые, у самок развиты слабее, чем у самцов. Глазковая область образует с поверхностью межглазной области очень тупой утл. Наличник и ротовые органы окрашены светлее, чем остальная часть головы. Усики не длиннее или немного превосходят длину тела.

Переднеспинка у самца почти овальная, но ее наибольшая ширина расположена за серединой, диск слабо выпуклый, несколько уплощенный, задний край слегка дуговидный, округло переходящий в боковые края; у самки переднеспинка более крупная, в такой же степени выпуклая, наибольшая ее ширина располагается почти у заднего края, задний край прямой, поперечный, образует с боковыми краями явственные почти прямые углы. Задний край заднеспинки у самца прямой или вблизи углов слегка изогнутый. У самца надкрылья сильно уплотненные, закрывают от ? до ?, брюшка, перекрывают друг друга, довольно широкие, их вершины довольно явственно поперечно обрублены, несколько скошены, или же иногда вершина скошена, образуя с вершиной костального края острый закругленный угол. Косто-радиальное поле с добавочными поперечными и ложными промежуточными жилками между ветвями R, жилкование в медио-кубитальном поле и анальной области ясное, густое. У самки надкрылья в виде боковых чешуи, одноцветные, маленькие, округленно-ланцетовидные, не заходят за задний край заднеспинки. Промежуток между внутренними сторонами надкрылий не уже ширины последних. Анальная борозда надкрылий слабо изогнутая, почти параллельная переднему краю надкрылья, анальная область удлиненно-овальная, с заостренной вершиной (рис. 36). Крылья самца буроватые, равны по длине надкрыльям. M в вершинной половине с развилкой. У самок крылья практически отсутствуют.

Ноги окрашены светлее, чем верх тела, рыжевато-бурые, довольно короткие. Бедра передних ног снаружи с тремя, изнутри с многочисленными шипами, на вершине с тремя длинными шипами с внутренней и одним шипом с внешней стороны. Бедра средних ног изнутри с шестью боковыми и одним вершинным шипом; снаружи с пятью — шестью боковыми и одним вершинным шипом. Задние бедра изнутри с тремя — пятью боковыми шипами и одним вершинным, снаружи сверху также с одним шипом на вершине. Голени передних ног сверху с тремя, снизу с пятью, на вершине с пятью шипами. Средние голени имеют сверху 7 — 8, снизу 5 — 8 и у вершины 5 шипов. На задних голенях сверху 13, снизу 9 — 11 боковых шипов. Лапки удлиненные, сплюснутые.

Первый членик передней лапки составляет 1/3 длины всех остальных вместе взятых; на средних ногах меньше — примерно ?; на задних лапках немного длиннее или примерно такой же длины, как все остальные членики вместе. Нижние края первого и второго члеников вооружены шипиками. Подушечки на первых четырех члениках лапки имеются. Присоска между коготками очень маленькая, почти отсутствующая. Коготки симметричные, длинные.

Брюшко уплощенное, окрашено как остальное тело или несколько светлее, стерниты иногда более красноватые. Анальная пластинка самца короткая, выступает в виде прямоугольной лопасти, ее ширина примерно в 3 раза больше длины. Задне-боковые углы почти прямые, задний край поперечный, в средней части чуть выемчатый (рис. 39). Анальная пластинка самки треугольная, сильно крышевидная, вдоль середины килевидно приподнятая, вершина пластинки с неглубокой, но ясной треугольной, иногда несколько округленной вырезкой. Церки сверху уплощенные, 11 — 14-члениковые, слабо расширенные с заостренной вершиной, по длине превосходят анальную и генитальную пластинки. Генитальная пластинка самца поперечная со слегка дуговидно выступающим задним краем; боковые края короткие. Поверхность пластинки в вершинной части перед задним краем поперечно вдавлена. Грифельки тонкие, довольно короткие, примерно равны по длине половине длины церков. Основания грифельков расположены в ясно выраженных выемках по заднему краю генитальной пластинки. Лодочковидная часть генитальной пластинки самки (створки яйцеклада) чуть выступает за вырезанную вершину анальной пластинки.

Размеры. Самец: длина тела 20 — 26; длина переднеспинки 4,9 — 6,3; ширина 6,5 — 8,0; длина надкрылий 10,5 — 16,7 мм. Самка-, длина тела 18 — 30; длина переднеспинки 6,0 — 7,2; ширина 8,0 — 10,5; длина надкрылий 4,3 — 6,8; ширина брюшка 10—13 мм. Оотека крупная, цилиндрическая (рис. 42), гребешок располагается (при выходе оотеки из полового отверстия) сверху, бока сильно выпуклые, без поперечных вдавлений, лишь только вдоль гребешка имеются выпуклые, округло-треугольные участки в числе 8, отделенные друг от друга узкими, заостряющимися по направлению к гребешку вдавле- ниями. Поверхность оотеки микроскопически шагреневая, практически гладкая. Гребешок высокий, с боков уплощенный, несколько просвечивающий, с более темными косыми линиями. Сверху гребешок несет шаровидные маленькие выступы. Поперек этих выступов проходит невысокое килевидное возвышение, заходящее и на их бока. Длина до 12, ширина до 6 мм.

Обычен в городах и поселках умеренного пояса и юга России. В южных районах в летнее время может жить в открытой природе. Заселяет подвальные, цокольные и нижние этажи домов. Часто тараканы концентрируются вблизи мусоросборников, кухонь, общественных бань, в канализационных коллекторах, периодически попадая оттуда в жилые помещения. Черные тараканы менее подвижны, чем другие синантропные виды, плохо прыгают и совсем не летают. По гладким вертикальным поверхностям (окрашенные стены, трубы, посуда и тд.) передвигаться почти не способны.

Д.П. Жужиков и Н.А.Алешо: "ТАРАКАНЫ РЯДОМ С НАМИ". Москва, 1997