Уход за белкой, лечение, кормление в неволе

Уход за зверями: белки

Обыкновенная белка

Кормление белки в неволе

В целом требования к рациону очень просты. Назовем в качестве основных кормов орехи, фрукты, салат, зелень и цветки дикорастущих растений. Белки относятся к растительноядным животным. Впрочем, нет правил без исключений. Остатки долгоносиков, которые регулярно обнаруживают в желудках белок, возможно, попадают туда с желудями. Но белки поедают гусениц и куколки шелкопряда, жуков и стрекоз, отдельные особи не прочь поживиться птичьими яйцами и порой разоряют гнезда. Так что белок можно частично отнести и к категории энтомофагов.

Для молодой белки необходима большая клетка, в которой она сможет прыгать и карабкаться по стенкам — не менее 80— 90 см шириной и 1—2 м высотой. В клетке надо установить ветку достаточной длины, чтобы белка могла на нее забираться. Для подстилки можно использовать старую мешковину. Мешковину надо набросить и на клетку так, чтобы крыша была наполовину закрыта. На днище набросайте тряпок. Из мешковины внутри клетки следует сделать своеобразный гамак. Если подвесная подстилка — гамак поднимается, бумага с пола может легко и часто меняться при чистке клетки. Поилку с водой необходимо прочно закрепить, чтобы белки ее не опрокинули.

На этой стадии требуется дополнительная пища. Дважды в день давайте хлеб с молоком, добавляйте маленькие кусочки яблок, грецкие и земляные орехи, семечки. Отличной добавкой ,к рациону служит кукуруза и пшеница. Немало позабавитесь вы, наблюдая, как белки первый раз пытаются ухватить и разгрызть орех. С этого момента уход за ними значительно облегчается.

Обыкновенная белка

В возрасте двух месяцев белку можно начинать готовить к предстоящему выпуску на волю. Клетку или ящик, в котором вырос зверек, нужно вынести в сад, если он находится неподалеку от леса, или на опушку леса. Сначала белку надо выпускать на время и внимательно смотреть, чтобы поблизости не появились опасные хищники. Животное должно научиться прыгать по земле, взбираться на деревья и постоять за себя. Если на участке не бегают кошки и собаки, вновь обретенная свобода для бельчонка не будет сопряжена с опасностями. Однако не следует забывать, что выращивание в домашних условиях притупляет инстинкт самосохранения, более сильно развитый у животного, выросшего на воле.

Белка сама возвращается в свое привычное жилище, но не забывайте закрывать клетку на ночь. В качестве спального помещения можно использовать небольшой бочонок, в нем надо только устроить гнездо, и у белки будет отличное жилище. Все, что теперь требуется от вас, — это выпускать животное на волю в течение дня и запирать на ночь клетку. Ящик или бочонок можно закрепить и на дереве, только прежде надо удостовериться, что никакая кошка не сможет до него добраться. Диаметр отверстия должен быть такой, чтобы проникнуть через него могла только белка.

Ни белку, ни какое другое животное не следует держать в неволе больше, чем это вызвано необходимостью. Но если животное попало к вам осенью, лучше подержать его в неволе холодные месяцы. За это время белка приобретет навыки строительства жилья, привыкнет к добыванию пищи. Это облегчит ей самостоятельное выживание, когда она окажется на воле. Если вы подобрали малыша весной, постарайтесь выпустить его к началу лета. Обычные сроки рождения бельчат с февраля по ноябрь.

Очень аккуратно надо обращаться с белкой, достигшей возраста, когда уже поздно отпускать ее на волю. Избегайте кормить белку с руки, невольно она все-таки может укусить за палец. Несмотря на все меры предосторожности, белки не раз кусали нас, когда мы давали им, например, земляные орехи. От греха подальше. Зубки у белок острые, как бритва, они легко разгрызают орехи, так что укусы их могут быть довольно глубокими и болезненными. У одной из нас долго чувствовалась боль от укуса в большой палец. Произошло это не во время кормления, а в момент неудачной попытки дать необходимое лекарство. В этом была наша вина. Несмотря на предохранительные перчатки, зубы легко прошли через ткань. Так что будьте осторожны!

Белки-летяги, когда их выпускают на волю, не строят открытых гнезд, как это делают серые и красные белки, а устраивают его в дупле дерева. Могут они использовать и старое птичье гнездо, если око им попадется. Отверстие в дупле как для летяг, так и для красных белок должно быть много меньше, чем для других, более крупных особей.

Если вы растите сразу несколько белок, рекомендуется в юном возрасте изолировать самцов от самок.

Хикман М., Гай М. Уход за дикими пернатыми и пушными.— М.: Лесн. пром-сть.— 87 с.