Устройство клеток и вольер для содержания песчанок. Монгольская (когтистая) песчанка. Meriones unguculatus Milne-Edward = Монгольская (когтистая) песчанка. Содержание, кормление могнольской песчанки. Фото могнольской песчанки. Разведение могнольской песча

Устройство клеток и вольер для песчанок

Хотите больше знать о жизни малых песчанокв природе, об их друзьях и врагах, тогда нажмите здесь: Песчанки в природе

Перейти в оглавление: Все о содержании песчанок

Устройство клеток и вольер для содержания песчанок.

Основные требования к клеткам сводятся к тому, что они должны быть сделаны из прочных, легко дезинфицируемых материалов (металл, стекло, стальная сетка, прочный пластик), хорошо проветриваться (за счет того, что часть боковых стенок или верх делают из сетки), и быть удобны для обслуживания. По периметру дна должен располагаться бортик высотой 15-20 см (на 10 см выше слоя подстилки, чтобы она не высыпалась из клетки). Для ежедневного обслуживания удобна небольшая дверца, расположенная в боковой стенке или на крышке, а для генеральной чистки клетки - большая дверца, полностью открывающая одну из ее стен, либо съемное переднее стекло.

Запоры должны надежно фиксировать и прижимать дверцы и быть просты в обращении. Самым удобным запором в нашей практике оказался форточный поворотный шпингалет. Если обслуживание клетки производится через верх, достаточно иметь хорошо пригнанную крышку. Дополнительные запоры в этом случае нужны только для крупных видов песчанок, которые способны откинуть крышку.

По нашему опыту, лучшим материалом для клеток оказалась оцинкованная звероводческая сварная сетка с ячеей 10х10 мм. Сквозь ячею такого размера не могут проникать даже детеныши самых мелких видов песчанок.

Для содержания пар и небольших групп песчанок подходят специальные виварные садки для содержания грызунов, состоящие из пластмассовой кюветы и сварной сетчатой крышки. Песчанок можно содержать и в аквариумах с сетчатой крышкой, но их не очень удобно обслуживать.Фото

В Московском зоопарке мы содержим песчанок в 5-6 ярусных стеллажах со встроенными клетками. Размеры одной клетки 50х50х40 см. Площадь клетки можно увеличивать, убирая промежуточные стенки между соседними помещениями. Такая модульная система оказалась удобной, т.к. она позволяет изменять размеры предоставляемой песчанкам площади в зависимости от их вида и величины группы.

Дно клетки засыпают подстилкой, впитывающей влагу. Песчанки проводят много времени, копая, грызя и купаясь в субстрате. В качестве подстилки можно использовать древесные опилки или стружки, дерн, песок или торф.

Если в качестве подстилки использовать дерн, то активная роющая деятельность песчанок быстро приводит к тому, что он разбивается и превращается в пыль. Запыляется весь виварий и стеклянные части клеток становятся непрозрачными. Кроме этого, заготовка дерна - довольно трудоемкий процесс. И хотя зверьки очень хорошо выглядят при содержании на дерне, для песчанок мы его не применяем.

Торф прекрасно впитывает влагу. Поэтому клетки с животными всегда бывают сухими и подстилку можно менять реже. К недостатку торфа как субстрата можно отнести его высокую кислотность (в естественных местах обитания песчанок кислотность почв понижена). Кроме этого, регулярно пополнять запас чистого торфа в городских условиях достаточно проблематично.

Песок хорошо подходит для содержания песчанок, однако он быстро загрязняется и требует замены. Как субстрат можно использовать только тщательно промытый и высушенный песок, поэтому, при содержании значительного поголовья, чистка вивария становится очень трудоемкой.

В результате, перепробовав все эти виды субстрата, мы остановились на древесных стружках. Они хорошо впитывают влагу и их легко заменять. Лучше использовать опилки и стружки лиственных пород деревьев, поскольку хвойная древесина содержит смолистые вещества, которые плохо влияют на печень.

Во все клетки для песчанок мы помещаем фанерные или деревянные домики-укрытия. Зверьки строят в них свои гнезда, используют для запасов, прячутся при испуге и любят сидеть на крыше домика в периоды активности. Некоторые виды песчанок предпочитают строить гнезда и выращивать детенышей вне домика, но все равно значение домика, как укрытия в случае опасности, сохраняется. Наличие домиков в клетках упрощает обслуживание коллекции, поскольку обычной реакцией песчанок на открывание дверцы является затаивание в домике, и они не мечутся в испуге по клетке.

Конструкция домика очень проста: он имеет крышу и стенки с одним или двумя выходами. Самый простой домик - два сбитых под прямым углом обрезка доски. Отсутствие пола в домике уменьшает влажность и позволяет легко ловить песчанок, быстро поднимая укрытие и накрывая зверька рукой. Для изготовления домиков мы используем дерево - оно пропускает воздух и впитывает влагу. Размеры домика зависят от вида и количества содержащихся вместе песчанок. Мы используем домики двух размеров: 13х20х10 см - для мелких видов песчанок, и 25х20х10 см - для крупных. В некоторых случаях мы помещаем в клетку по 2-3 домика. Песчанки любят грызть дерево, поэтому домики приходится периодически обновлять, для чего необходимо иметь некоторый их запас. Вообще, наличие деревянных конструкций в клетках позволяет избежать проблем, возникающих из-за постоянного отрастания резцов, когда животным нечего грызть. В клетки можно также помещать коряги, благодаря которым песчанки более полно используют объем помещения, и охотно грызут их. Для некрупных видов хорошие укрытия получаются из керамических цветочных горшков с отбитым краем.

И.А. Володин, О.Г. Ильченко, С.В. Попов Песчанки: содержание и демография популяций разных видов в неволе. М., 1996, 228 с.