Карибский рак-щелкун. Рак-щелкун. Социальное поведение. Раки-щелкуны Athanas

Вид: Synalpheus regalis = Карибский рак-щелкун

Раки-щелкуны Athanas

Рак-щелкун: социальное поведение

Истинно социальными этологи называют таких животных, которые обитают большими семьями или колониями, где сосуществуют разные поколения (чтобы старшие могли учить младших), с четким распределением обязанностей между самцами, самками и не размножающимися особями, с совместной заботой о потомстве, в том числе и со стороны тех членов колонии, которые не являются родителями. Обитают они в постоянных прочных гнездах (норах, ульях), которые можно расширять с ростом колонии, где жители находятся в безопасности и по крайней мере некоторым из них не нужно выходить за пищей наружу. Абсолютное большинство известных науке истинно социальных животных - это насекомые: пчелы, муравьи, термиты, некоторые жуки, а из прочих - только африканские грызуны семейства голых землероев (Bathyergidae), о которых до недавнего времени так мало было известно, что в последнем издании отечественной "Жизни животных" об их общественной организации нет ни слова. И вот обнаружилось первое истинно социальное ракообразное - карибский рак-щелкун Synalpheus regalis (т.е. королевский).

Раки-щелкуны Athanas

Раки-щелкуны (семейство Alpheidae со множеством родов и видов) - это небольшие креветки с одной огромной, особенно у самцов, клешней, которая иногда крупнее самого рачка. Обитают они в теплых морях, в том числе Черном и Японском, особенно многочисленны в тропиках. Живут преимущественно в губках, большими колониями. Молниеносно смыкая пальцы клешни, щелкун направленно выстреливает тонкую струйку воды, пролетающую (в воде!) сантиметров 7 - 8, на порядок больше длины рачка, и создающую при попадании в цель эффект гидравлического удара, вполне чувствительный даже для человека. При этом раздается резкий звук, подобный звуку треснувшего стакана, куда неосторожно плеснули кипяток. Но это один рачок, а если их тысяча? Ведь при испуге они щелкают синхронно! Впечатление такое, будто попал внутрь заклепываемого котла - слышно за два с лишним километра! В начале войны американским "слухачам" на подводных лодках, проходивших над поселениями раков-щелкунов, не раз казалось, что они подвергаются нападению противника и лодку обстреливают. Недаром проблема раков-щелкунов была одно время главной заботой морской биологической гидроакустики.

Социальная жизнь у королевского рака-щелкуна была открыта американским исследователем Э.Даффи (Виргинский институт морских наук)1 в Карибском море, на Большом барьерном рифе Белиза. Эти маленькие креветки живут на коралловом рифе в крупных губках, относящихся к родам Xestospongia и Hyattella. Заселены все губки без исключения (в среднем 150 рачков в одной губке, максимум - чуть больше 300). Но в каждой - только одна размножающаяся самка, "царица", а остальные - молодь и самцы, один из которых, по-видимому, превращается в самку, если "царица" вдруг погибнет. У большинства альфеид яйца мелкие, из которых вылупляется планктонная личинка; у королевского же щелкуна они крупные, а вылупляется ползающая молодь, которая остается в родимой губке. Плодовитость небольшая (15 - 60 яиц), но размножение непрерывное, и население губки состоит из особей нескольких последовательных генераций, легко различимых по размерам.

Численность рачков в колонии прямо пропорциональна размеру "царицы". Обычная длина панциря самки 2.5 - 4 мм, и в этих пределах каждые полмиллиметра прироста панциря означают дополнительную сотню рачков в колонии. Плодовитость также пропорциональна величине самки и, следовательно, тоже линейно связана с числом рачков в губке. Популяционно-генетическое исследование по трем ферментным локусам показало, что почти все рачки в колонии - братья и сестры, только неясно, от одного они отца ("царя") или разных.

Питаются щелкуны тем же, что их хозяйка-губка, прогоняющая через свое тело воду и отфильтровывающая из нее съедобную взвесь, - часть ее и забирают рачки. Если сравнить объемы губки и обитающих в ней креветок, то станет ясно, что дефицита пищи рачки не испытывают. Губка надежно защищает их от хищных рыб и крупных беспозвоночных: ее жесткость и отвратительный вкус - гарантия, что никто на креветок не нападет.

Но объем губки не безграничен, а свободных от щелкунов губок на рифе нет. Значит, немало желающих захватить удобное жилище, и "дом" нужно защищать. Это уже обязанность крупных не размножающихся особей. В лаборатории щелкуны жили в проточном аквариуме, в удобном "гнезде" из неопреновой резины с вырезанными в ней ходами. Когда к ним подсаживали креветку того же рода, но другого вида, ее встречали в буквальном смысле слова кулаками, били и щипали клешнями и, как та ни сопротивлялась, неизменно забивали насмерть. После чего две креветки хватали тело и выбрасывали его наружу. Но когда одну креветку из колонии на ночь отсаживали, а потом возвращали, отношение к ней было иное: настороженное поначалу и - никаких кулаков. Защищают колонию все креветки, кроме "царицы", однако крупные взрослые особи гораздо активнее и агрессивнее молодых.

Итак, налицо все признаки истинно социальных животных, даже расширение "гнезда" по мере роста численности колонии - ведь губка, хоть и очень медленно, но растет. Вот только совместной заботы о прокормлении молоди, столь типичной для общественных насекомых и голых землероев, нет, ибо новорожденный рак-щелкун уже способен кормиться самостоятельно.

Вероятно, общественный образ жизни будет открыт еще не у одного вида ракообразных. Наиболее вероятные кандидаты - виды, живущие колониями, в укрытиях, хорошо вооруженные и с прямым, без личиночной стадии, развитием.

К.Н.Несис, доктор биологических наук Москва