Птичий грипп. Передача людям. Данные ВОЗ. Пандемия гриппа

Птичий грипп и значимость его передачи людям

Перейти в оглавление раздела: Птичий грипп

Птичий грипп и значимость его передачи людям

По материалам ВОЗ World Health Organization

Птичий грипп – это инфекционная болезнь птиц, вызываемая одним из штаммов вируса гриппа, типа А. Она впервые была выявлена в Италии более ста лет назад и встречается повсеместно. Считается, что все птицы восприимчивы к данной инфекции, хотя некоторые виды менее восприимчивы, чем остальные.

15 подтипов вируса гриппа могут вызывать болезнь птиц, высокой патогенностью обладают подтипы H5 и H7.

Мигрирующие водоплавающие птицы – наиболее часто дикие утки - являются природным резервуаром вируса птичьего гриппа и эти птицы меньше всего восприимчивы к инфекции. Домашняя птица, включая кур и индеек особенно восприимчива к эпидемиям быстро распространяющегося смертельного гриппа.

Вирус птичьего гриппа обычно не поражает другие виды животных кроме птиц и свиней

Первый подтвержденный случай заражения людей птичьим гриппом произошел в Гонконге в 1997 году, когда штамм H5N1 вызвал тяжелое респираторное заболевание у 18 человек, из которых 6 умерло. Заболевания людей происходили в то же самое время, когда имела место эпидемия высоко патогенного птичьего гриппа, и были вызваны тем же самым штаммом, что и среди популяции домашней птицы.

При расширенном исследовании этой вспышки стало известно, что источником заражения была инфицированная домашняя птица, с которой заболевшие имели тесный контакт. Исследования на генетическом уровне в дальнейшем позволили определить, что вирус передавался напрямую от птиц к человеку.

Два других штамма вируса птичьего гриппа совсем недавно вызывали заболевания у людей. Вспышка высоко патогенного птичьего гриппа H7N7, которая началась в Нидерландах в феврале 2003 года, вызвала смерть одного ветеринара два месяца спустя и легкую форму болезни у 83 человек. Легко протекающие формы птичьего гриппа H9N7 были выявлены у детей в Гонконге в 1999 году (2 случая) и в середине декабря 2003 года (1 случай).

Из 15 подтипов вируса птичьего гриппа H5N1 вызывает особенное беспокойство по нескольким причинам. H5N1 мутирует очень быстро и, как подтверждено, имеет склонность получать гены от вирусов, инфицирующих другие виды животных.

Дважды подтверждена способность H5N1 вызывать тяжелую болезнь у человека. В дополнение к этому, лабораторные исследования продемонстрировали, что выделенные популяции этого подтипа имеют высокую патогенность и могут быть причиной тяжелого заболевания у человека.

Эпидемия высоко патогенного птичьего гриппа, вызванная H5N1, которая началась в середине декабря в Республике Корея и продолжается сейчас в других странах Азии, стала причиной особенного беспокойства в системе здравоохранения.

H5N1 варианты продемонстрировали способность напрямую инфицировать людей в 1997 году, и заражение произошло вновь во Вьетнаме в январе 2004 года. Распространение инфекции среди птиц увеличивает вероятность прямой ее передачи людям. Если со временем, все больше людей станут инфицированными, то увеличится вероятность того, что эти люди, если они одновременно инфицированы штаммами гриппа человека и птичьего гриппа, станут “сосудом для смешения” и появится новый подтип вируса с достаточным количеством человеческих генов чтобы легко передаваться от человека к человеку. Если произойдет такое событие, может возникнуть пандемия.

Основываясь на исторических примерах, пандемии гриппа могут возникать в среднем три-четыре раза каждый век, когда появляется новый подтип вируса и быстро распространяется от человека к человеку. Однако, появление пандемии гриппа непредсказуемо. В 20 веке за большой пандемией гриппа в 1918-1919 годах, которая стала причиной смерти 40-50 миллионов человек по всему миру, последовали пандемии в 1957-1958 и 1968-1969 годах.

Эксперты соглашаются в том, что еще одна пандемия гриппа неизбежна и возможно возникнет достаточно скоро.

Большинство экспертов по гриппу так же едины во мнении, что быстрая выбраковка животных из всей популяции в Гонконге в 1997 году, вероятно, предотвратила пандемию.

Некоторые меры могут помочь уменьшить риск общественному здоровью от возникновения больших вспышек высоко патогенного H5N1 гриппа у птиц. Необходимо немедленно остановить дальнейшее распространение заболевания в популяциях домашней птицы. Эта стратегия позволяет уменьшить контакт человека с источником заражения. Вакцинация людей с высокой вероятностью контакта с зараженной домашней птицей, используя существующие вакцины, эффективные против штаммов гриппа человека, циркулирующего в данный момент, может уменьшить вероятность инфицирования людей одновременно штаммами куриного гриппа и гриппа человека, и таким образом, уменьшить риск обмена генами. Рабочие, вовлеченные в отбраковку домашней птицы должны быть обязательно защищены против инфекции, используя соответствующую одежду и оборудование. Им следует так же принимать антивирусные лекарства в качестве профилактической меры.

Когда случаи птичьего гриппа имеют место у человека, информация о распространенности гриппа, как у животных, так и у людей и о циркуляции вирусов гриппа очень необходима, чтобы помочь в оценке рисков для общественного здоровья и стать источником данных о наилучших способах защиты. Доскональное исследование каждого случая так же очень важно.

В то время, как все эти действия способствуют уменьшению вероятности появления штамма, который может вызвать пандемию, на вопрос возможно ли предотвратить новую пандемию гриппа нельзя ответить с уверенностью.

Опубликованная информация о клиническом течении птичьего гриппа H5N1 у человека ограничивается исследованиями случаев в 1997 году в Гонконге. Во время вспышки птичьего гриппа у пациентов развивались такие симптомы как лихорадка, боль в горле, кашель и в нескольких фатальных случаях тяжелая дыхательная недостаточность из-за вирусной пневмонии.

Антивирусные препараты, несколько из которых могут быть использованы и для лечения и для профилактики являются клинически эффективными против штаммов гриппа А у взрослых и детей, не имеющих сопутствующих заболеваний, однако имеют ограничения. Некоторые из этих препаратов кроме того очень дороги и их поставки ограничены.

Опыт в производстве вакцины от гриппа так же заслуживает внимания, особенно что касается ежегодных изменений в составе вакцины, необходимых для того, чтобы привести ее в соответствие с циркулирующим вирусом из-за антигенного дрейфа. Однако, необходимо по крайней мере четыре месяца, чтобы произвести новую вакцину в значительных количествах, способную давать защиту против новых подтипов вируса.