Обыкновенная игрунка, уистити, сагуин. Callithrix (Callithrix) jacchus Linnaeus = Обыкновенная игрунка, уистити, сагуин

Обыкновенная игрунка, уистити

Отряд: Primates Linnaeus, 1758 = Приматы

Семейство: Callithricidae Thomas, 1903 = Игрунки, мармозетки

Род: Callithrix Erxleben, 1777 = Обыкновенные [собственно] игрунки , мармозетки, уистити

Вид: Callithrix (Callithrix) jacchus Linnaeus = Обыкновенная игрунка, уистити, сагуин

Обыкновенная игрунка, Common marmoset =  Callithrix (Callithrix) jacchus (Linnaeus, 1758)

Иногда называются уистити, white-tufted-ear marmoset

Обыкновенная игрунка считается эндемиком Бразилии, где находится ее основной ареал, хотя она в небольшом количестве обнаружена также в Перу, Эквадоре и Колумбии. Обыкновенная игрунка обнаружена и вне пределов естественного ареала, в частности в пределах городов Рио-де-Жанейро и Буэнос-айреса, Аргентина.

Описание: Обыкновенная игрунка величиной с белку, она очень красива и покрыта длинной, мягкой шерстью. Они имеют бледную кожу на их лицах, которая темнеет с выставлением на солнце. У молодых игрунок отсутствуют кисточки длинных волос на ушах, что отличает этих обезьянок от других и облегчает их выбор. По внешнему виду самцы от самок практически не отличаются.

Цвет шерсти состоит из смешения черного, белого и ржаво-желтого. Смешение это происходит вследствие того, что волоски у основания черные, затем рыжеватые, потом опять черные с белым кончиком. На верхней части спины преобладает желтоватый цвет, а на нижней ее части заметны черные и белые поперечные волнистые линии. На животе и конечностях все волосы имеют белые кончики, отчего этот цвет здесь яснее выступает. Хвост черный, но на нем заметно около двадцати беловатых колечек, и кончик также белый. Треугольное белое пятно на лбу и чисто-белые пучки на ушах ясно выделяются на темно-бурой голове. Лицо темного телесного цвета и покрыто редкими беловатыми волосками.

В области ушей, как и других игрунок, имеются своеобразные пучки волос белого цвета.

Самцы и самки по размерам практически не отличаются, длина их тела имеет 12 - 15 см, а длина хвоста колеблется в пределах 30—35 см. Самцы имеют слегка больший средний вес, чем самки: 256 г и 236 г, соответственно

Обыкновенные игрунки издают очень разнообразные звуки, которыми они передают разные чувства, состояния и настроения. Звук «erh-erh» подобный до щебетания, издается игрункой когда она сердита. Аналогичную функцию выполняет мягкий сигнальный крик «tsee», который они иногда разнообразят серией быстрых «tsik-tsik» звуков.

Существует громкий «phee» вызов, производимый игрункой непосредственно в течение территориальной защиты и, когда выясняются социальные отношения. Обыкновенные игрунки пронзительно визжат, предупреждая агрессию, резко выкрикивая на высоких тонах «тси», «иси» и т.д.

Среда обитания: Обитают в экваториальных лесах у восточного берега Южной Америки между 14 и 17 градусами южной широты.

Обыкновенные игрунки населяют разнообразные лесные экосистемы, включая экстремальные в северной Атлантики; береговой лес; сухие, сезонные, отдаленные от моря леса; лесные массивы расположенные в саванне. Эти леса сухой центральной области Южной Америки заметно отличаются от влажных тропических лесов Амазонии и являются относительно более враждебными окружающими средами с более разреженной и низкой кроной деревьев (только до 25-30 м). Они также характеризуются меньшим разнообразием видов древесной растительности и имеют более выраженные сезонные колебания температуры и осадков, чем тропический лес Бразилии.

Обыкновенные игрунки демонстрируют большую эластичность в выборе мест обитания, в которых они могут жить, поселяясь даже в сухих, сильно нарушенных и эксплуатируемых лесах и даже граничных местах обитания. Уистити встречается в окрестностях города Багии и заходит даже на плантации, которые расположены у опушки леса, где растет низкий кустарник.

В местах их обитания ежегодная средняя температура составляет 24 - 26° C и ежегодному среднему количеству осадков между 300 мм и 1000 мм. Сухой сезон длится от 7 до 10 месяцев. Нерегулярный осадки в течение дождливого сезона поддерживает полупустынные растительные ассоциации: колючие кусты, низкие деревья и изреженные колючие леса. Бразильская атлантическая лесная область имеет ежегодные средние температуры между 19 и 25° C и осадки между 1000 и 2000 мм.

Диета их состоит из растительной пищи, основу которой составляют древесные сок, камедь, латекс и некоторые смолы, а также семена, цветки, грибки, нектар, различные плоды (например бананы).

Другой важный питательный источник для обыкновенных игрунок – насекомые и их личинки, на добычу которых они тратят между 24 и 30% из их времени. Из-за мелких размеров их тела, игрунки могут использовать насекомых, чтобы пополнять их белковые и жирные потребности, в отличие от крупных приматов. Кроме того они включают в свой рацион улиток, ящериц, древесных лягушек, яйца птиц, птенцов, детенышей млекопитающих.

В условиях неволи их кормят плодами, зеленью, насекомыми, улитками и даже мясом, и они делаются скоро ручными, но привыкают только к тем, кто за ними ходит.

Поведение: Образ жизни тот же, что и у других игрунковых. Эти обезьянки очень эмоциональны, способны ярко выражать свои чувства мимикой, движением волос на голове, разнообразными голосовыми сигналами. Дугообразное положение тела - это демонстрация господства, часто не направленная на какого-нибудь конкретного члена группы.

Легко возбуждаются и часто впадают в панику. Днем эти зверьки в постоянном движении, а ночью сидят смирно и спят съежившись и покрыв голову своим хвостом.

В жизни игрунок важное значение имеют различные виды коммуникационного поведения. Так, благодаря выделению особых запахов, беременная самка привлекает к себе и сплачивает других членов группы, принимающих участие в ее родах. Запаховые метки наносятся на шерсть из анально-половой железы.

Мартышки имеют несколько уникальных адаптаций, необходимых для их диеты и древесного стиля жизни. На большом пальце на ноге, они имеют подобные для когтя ногти вместо характерных плоских ногтей других приматов, в том числе человека. Присутствие подобных когтей вместо истинных ногтей помогает обыкновенным игрункам в их подобных до белки способах передвижения. Они легко буквально прилепляются к вертикальным стволам деревьев, перемещаясь ь квадрипедальным способом по ветвям, и движутся между деревьями, перепрыгивая с ветки на ветку.

Другой их особенностью являются их увеличенные, похожие на долото резцы и специализированная слепая кишка (часть большого кишечника), которая является высоко адаптированной для их очень специализированной диеты.

Чтобы добывать сок обыкновенные игрунки грызут кору деревьев, чем и стимулируют выделение из ранок древесных соков. Как только начинается выделение соков, игрунка слизывает или вычерпывает выделения своими зубами. На это занятие игрунки ежедневно тратят от 20 до 70% потраченного на кормежку времени. Часто игрунки используют для получения древесных выделений ранее выдолбленные ими дыры, а также дыры сделанные и используемые другими животными, или используют естественные повреждения на деревьях. Потенциал для соревнования между уистити и другими животными существует, а одни из главных потенциальных конкурентов - птицы (попугаи и туканы) и опоссумы. Поскольку выделения из древесных стволов - очень обильный ресурс, конкурентные отношения не играют в их жизни заметной роли, позволяя жить с чрезвычайно высокой плотностью населения, достигающее восемь животных на гектар.

Как у многих других видов американских обезьян, самцы отличаются миролюбивым характером. Взрослые самцы не любят драк и даже разнимают дерущихся молодых животных.

Обыкновенные игрунки мало путешествуют в течение суток, а суммарная суточная активность составляет 11 - 12 часов, начинаясь обычно через 30 минут после восхода солнца и заканчиваясь за 30 минут перед закатом. После оставления их места сна, игрунки интенсивно питаются, а затем на протяжении остальную часть дневного времени чередуют между кормежкой, отдыхом, и социальным поведением. Они тратят около 35% из их времени, двигаясь и разыскивая корма, 10% на социальных действия, 12% - на кормежку, и 53% из их времени тратится на отдых. Когда игрунки отдыхают, они принимают вытянутую позу и могут длинные периоды времени (до 30 минут) находиться без движения. В конце дня, примерно за час перед закатом, игрунки начинают собираться к месту сна: обычно это дерево с плотной кроной, покрытой густой сетью лоз лиан. Сон в больших совместных группах для игрунок, по-видимому, более безопасен.

Содержание. Игрунки хорошо адаптируются в неволе. В домашних зооуголках содержат их как по одиночке, так и парами. Кормят насекомыми, фруктами, ягодами, грызунами, мелкими ящерицами. В качестве животного корма также можно давать сваренные яйца, молоко, творог, проросшую пшеницу. Каждый день, по возможности, игрунок следует выпускать из клетки погулять по комнате. Это очень важно для их здоровья. Тем более, что в отличие от своих собратьев по отряду, они никаких разрушений в доме не производят. Клетки также делают для них просторные с жердочками внутри, по которым они бегают и прыгают.

Игрунки живут стадными, семейными группами: их можно встретить небольшими обществами от 3 до 8 штук на низких деревьях и кустах; они свистят и щебечут, как маленькие птички.. Если же возникают конфликты между семейными группами, обитающими по соседству, то они обычно разрешаются лишь громкими и угрожающими криками, без драк.

Социальная иерархия довольно своеобразна: взрослый главенствующий самец господствует только над другими взрослыми самцами, как будто не замечая подчиненных взрослых самок и малышей. Так же ведет себя альфа-самка по отношению к другим самкам, не проявляя диктаторского отношения к самцам и неполовозрелым особям. Обе господствующие обезьяны являются родителями в группе (моногамная связь). Эти обезьянки миролюбивы, не любят драк и даже карают задир, но в группе порядок поддерживается. Еще одна любопытная особенность обыкновенных игрунок-поворачивание к подчиненному задом и выставление половых органов при поднятом хвосте. Почти у всех обезьян Старого Света такая поза выражает подчиненность; здесь же, наоборот, сигнал угрозы.

Мелкие размеры игрунок предполагают многочисленных врагов. На них нападают древесные змеи, совы и другие хищники. Обыкновенные игрунки очень бдительны и имеют специализированные сигнальные вызовы, которые извещают других членов группы о враге, а также они демонстрируют особое поведение, когда они медленно продвигаются толпой в направлении потенциальных хищников. Средняя продолжительность жизни обыкновенных игрунок составляет 12 лет. Живут игрунки в неволе максимум до 15 лет.

Размер семейного участка изменяется в широких пределах, а его площадь в основном зависит от плотности деревьев, выделяющих сок и камедь. Обыкновенные игрунки найдены на участках с плотностями камедных деревьев не менее чем 50 деревьев за гектар. Средняя площадь используемого дневного участка составляет только 0.5 и 1.0 км2, но и здесь игрунки избирательно используют участки, сосредоточенные вокруг кластеров камедных деревьев.

В период половой активности самцы никогда не проявляют агрессивности по отношению к самке, они не ревнивы и предоставляют право самке выбирать себе любого самца.

У самки родится несколько детенышей, но почти всегда вырастает только один, которого она носит, как другие обезьяны.

Самки чаще всего рожают двойню, но бывает и по 3-4 детеныша, и по одному. Для игрунок характерна тенденция рождать не идентичных близнецов, что необычно для приматов. Обычно близнецы рождаются в 60% случаев, тройни – в 20%, иногда один (10%), редко 4.

Рожают обычно ночью, как почти все обезьяны. Новорожденный весит примерно 25г. По сравнению со взрослыми животными, они относительно крупные, так как суммарный вес новорожденных может составлять от 20 до 27%, а иногда и до 40% от веса матери.

Появившись на свет, он сразу же хватается за шерсть матери на животе и берет губами сосок. Однако описаны случаи, когда самец во время родов хлопочет возле самки, затем отбирает младенца, облизывает и таскает на себе, отдавая самке только для кормления. На 17-21 день малыш начинает спускаться уже со спины взрослого и проявлять самостоятельность. В 2-3 месяца самец и самка насильно заставляют ходить своих отпрысков. Кормление грудью продолжается до шести месяцев. Ушные пучки волос вырастают в 6-9 месяцев.

Как правило, самец-отец принимает самое активное участие в заботе о малышах, которые большую часть времени проводят с ним, а не с матерью. Самцы уже через 7-10 дней после рождения младенцев помогают самке в их переносе, так как последние имеют большие размеры и необходимо много физической энергии, чтобы носить их. Обычно вся группа принимает участие в переносе молодежи и делится с ней и родившей самкой кусочками пищи.

По сообщению известного естествоиспытателя Палласа, уистити уже много раз размножались в Европе и однажды даже в Петербурге при самых неудобных условиях: животных держали в холодную осень и весну в нетопленой комнате и не выпускали на свободу. Несмотря на это, в течение двух лет у них три раза рождались детеныши, которых они благополучно вырастили.

Игрунки не имеют сезонности размножения. Самки становятся половозрелыми в 20 - 24 месяца, самцы – уже на втором году жизни. Продолжительность беременности 144-146 дней.

Когда зоопарки могут получить этих очень маленьких существ, они – становятся очень популярными у посетителей. Уистити попадают в Европу чаще других обезьянок этой группы. Их уже знали после открытия Америки, и с тех пор они встречаются уже в практически прирученном состоянии.

Поскольку игрунки приспособились к жизни на окраине лесов юго-восточной Бразилии, они также учились, чтобы воспользоваться плантациями в области. В многочисленности, они, возможно, становятся паразитами к человеческим фермерам.

Отмечены случаи переноса игрунками возбудителей бешенства и других инфекций, опасных для человека.