Мартышка-диана. Cercopithecus diana Linnaeus = (Мартышка-) диана

Мартышка- диана

Вид: Cercopithecus diana Linnaeus = Мартышка- диана .

Мартышка диана названа в честь богини Дианы, а обитает она в Западной Африке, где найдена в Гане, Гвинее, Береге Слоновой Кости, Либерии, Заире и Сьерра-Леоне. Она встречается преимущественно в первичных прибрежных дождевых лесах в верхнем ярусе деревьев. Значительно реже населяет вторичные полу-листопадные и галерейные леса.

Мартышка диана - один из красивейших представителей своего семейства на Африканском континенте. Мартышка диана – среднего размера: длина тела самок: 42 – 45 см, самцов - 51 – 62 см; длина хвоста самцов - 76 – 90 см, у самок - 52 – 73 см, а его диаметр равен 3–4 см. Самцы весят: 5 – 5.4 кг, самки - 4 – 5 кг. Тело стройное, с длинными ногами и хвостом. Вниз по бедрам у них идет белая полоса.

Мех короткий и гладкий. Шерсть на груди белая, на спине и крестце - пурпурно-коричневая, нижняя часть тела - кремовая, а внутренняя поверхность бедра оранжевая. Самцы и самки похожи с виду, хотя самцы значительно больше по размеру. Лицо черное с белыми щеками, борода белая. У них на огузке имеются мозолистые наросты.

Мартышки дианы живут в сравнительно больших группах (5 – 50 индивидуумов), которые состоят из одного-единственного доминирующего половозрелого самца и вплоть до десяти самок, и их молодежи. Самцы заботятся о всех особях женского пола, рожденных в группе, которые остаются в своей родной группе всю свою взрослую жизнь. Самец не будет терпеть другого взрослого самца в группе, и предупреждает их в случае приближения к группе своими агрессивными демонстрациями.

Существуют близкие тесные связи между самками, образующие свою иерархическую структуру в группе, а взрослеющие молодые самцы стремятся вскоре покинуть ее.

Мартышка диана – древесное животное, предпочитает жить в верхнем ярусе тропического леса, где они кормятся в течение дня и редко спускается к земле. Она питается большей частью плодами, а также членистоногими (особенно различными насекомыми и их личинками). Поедает мартышка также цветки и молодые побеги. Зубная формула имеет вид: 2/2, 1/1. 2/2, 3/3=32 зуба. Клыки значительно крупнее и лучше развиты у самцов – в этом выражается их половой диморфизм по зубам.

Во время кормежки часть продуктов мартышки помещают в защечные мешки. Это позволяет этим обезьянам загрузиться продовольствии в опасных местах или где большая конкуренция между особями, а затем идут подальше к более безопасному месту, чтобы спокойно съесть свою добычу. Если щечные сумки полны, используется тыльная сторона руки, чтобы протолкнуть продовольствие вглубь сумки.

Она дневное животное, поэтому активна в течение светлого времени суток, а к ночи диана забирается в верхний ярус деревьев на ночлег. Для сна гнезда не делает, а удобно устроившись, спит на ветвях деревьев.

Мартышки дианы – проворные и очень подвижные обезьяны. Небольшие путешествия по лесу совершают на четырех, используя все четыре конечности. Мартышки дианы даже в течение жарких полуденных часов обычно не отдыхают, а группа спокойно движется вдоль по своей территории, размер которой колеблется между 0.5 и 1 квадратным км.

Среди основных естественных врагов мартышки дианы следует отметить леопарда, шимпанзе и ряд крупных хищных птиц. Реже молодые животные могут стать добычей змеи. Недавние исследования показали, что мартышки имеют отличительные сигнальные вызовы для различных видов хищников: в частности пернатых, угрожающих с воздуха, или наземных плотоядных животных.

Хорошо известно, что, живя в группах - основная стратегия защиты у дневных приматов – при обнаружении врагов или какой-либо опасности - обязательное предупреждение своих сородичей о ней, используя самые разнообразные способы коммуникационных связей. Однако, мартышки дианы, кроме того используют сигналы тревоги издаваемые другими видами приматов, например красных колобусов (Piliocolobus badius), живущих с ними в совместных группировках, чем извлекают выгоду от бдительных глаз дополнительных сторожей. В таких ассоциациях все виды извлекают выгоду из больших размеров групп, и они не страдают от конкуренции из-за продовольствия, так как каждый вид имеет слегка отличную нишу и источник питания.

Мартышки диана связываются друг с другом при помощи звуковых сигналов и визуальными демонстрациями и позами. Диана может издавать различные вокальные сигналы: хрюканья, низкие карканья, а крик ее был описан некоторыми исследователями, как вой. Этот сигнал издается взрослым самцом или в ответ на появление хищника, или другого отряда мартышек. Вызов используется в качестве предупредительного сигнала опасности, и с целью, чтобы восстановить (собрать) отряд после того, как он рассеялся по территории когда угроза опасности миновала.

Хорошо развитые мышцы лица наряду с окраской позволяют демонстрировать широкий ряд выражений лица, позволяющие вместе с различными позами тела передавать членам группы свое настроение и намерение. Так, например, подчиненная мартышка скалит зубы по отношению к доминирующим животным, стараясь их успокоить и показать свое к ним расположение.

К сигналам визуальной коммуникации прежде всего относится пристальный взгляд, который используется в качестве показа угрозы. При этом глаза направлены на стимул, брови приподняты, а скальп оттянут, лицевая кожа также натянута, перемещая уши назад. Под глазными веками находятся светлые пятна, которые резко контрастируют с цветом их лица. Пристальный взгляд с открытым ртом но прикрытыми зубами, является выражением угрозы и часто сопровождается прыжками.

Осязательная коммуникация важна в социальном общении, во взаимном уходе, при спаривании и ухаживании за молодежью.

Период спаривания обычно приурочен таким образом, что молодежь рождается в период максимального избытка продовольствия. Мартышки дианы имеют систему спаривания (polygynous), при которой самец спаривается со всеми самками своей группы. Ухаживание короткое, что связано с тем, что половые партнеры хорошо знакомы друг с другом. Самка представляет ее огузок для спаривания самцу особым жестом (поза представления), который сигнализирует о ее готовности и восприимчивости. Самки мартышки дианы – полиэструсные приматы, с приблизительно 31 дневным циклом.

В обычных нормальных обстоятельствах, взрослые самки вступают в воспроизводительный цикл ежегодно.

Период беременности составляет в среднем 5-6-месяцев, после чего, самки рожают малышей, обычно ночью, прямо на деревьях, где они спят. Рождение одного малыша - норма, но иногда бывают и близнецы. Молодежь появляется на свет относительно хорошо развитой, с открытыми глазами и наделенные способностью прочно удерживаться на ней, крепко хватая мать за шерсть на ее животе всеми своими четырьмя конечностями. Самка кормит малыша и заботится о своем потомке в течение около шести месяцев. Молодежь заметно отличается цветом шерсти от взрослого животного, но со временем они приобретают окраску взрослых животных.

По мере роста младенцы становятся очень игривыми, проводя много времени в обществе своих сверстников. Постоянно играя молодые животные быстро становятся проворными и ловкими на деревьях.

Самочки, после полового созревания, остаются со своими матерями, тогда как молодые самцы оставляют родную группу незадолго до достижения сексуальной зрелости, чем избегают агрессивности со стороны самца. Молодые мартышки обычно достигают сексуальной зрелости в возрасте около 3 лет. Максимальная продолжительность жизни в природе составляет около 20 лет, в условиях неволи мартышки живут вплоть до 34 лет.

Мартышка диана включена в Красный Список IUCN 2003 года, и в Приложение КОНВЕНЦИИ Сайтс. Так из-за гражданской войны в Либерии в этой стране было уничтожено около 50% населения мартышек. Охота также интенсивно ведется и в других странах, так как огнестрельное оружие стало доступно всем.

Имеется два географически изолированных подвида:

C.d.diana (имеет более красную окраску),

C.d.roloway (окрашена светлее и имеет более ограниченный ареал).