Черно-белый колобус. Colobus vellerosus (Wesmael, 1835) = Черно-белый колобус. Гверецы, толстотелые обезьяны, колобусы

Черно-белый колобус

Вид: Colobus vellerosus (Wesmael, 1835) = Черно-белый колобус

Черно-белый колобус – обитатель Западной Африки, его ареал тянется с запада от Берега Слоновой Кости и на восток в западную Нигерию, встречаясь кроме того в Бенине, Гане и Того. Этот колобус обитает в низинных тропических и листопадных галерейных лесах, вплоть до 350 м над уровнем моря.

Черно-белый колобус имеет стройное тело, с длинным хвостом, и выдающимися седалищными мозолями (обнаженные пятна жесткой утолщенной кожи на ягодицах). Основная окраска тела черно-белого колобуса – черная. Кроме того имеется широкая, снежно-белая борода и густоволовистая белая лицевая бахрома, отличительная белая полоса на бедре и хвосте, волосы на котором слегка растут пучками. По-видимому, такая контрастная рассеченная окраска позволяет хорошо маскироваться в кронах деревьев, так как пятна рисунка помогают взламывать контур тела в тенистом лесном навесе. Подобно другим африканским колобусам, большие пальцы уменьшены и имеют вид маленьких шишечек, но остальные пальцы длинные и формируют подобную для крюка руку, хорошо приспособленную к захвату ветвей.

Черно-белый колобус – социальное животное. Основу социальной группы черно-белых колобусов составляют самки со своим потомством и территориальным самцом. Площадь территории, которую занимает одна социальная группа составляет около 50 гектаров. Такие отряды иногда принимают в свой состав и других самцов, хотя многосамцовые отряды редки.

Черно-белый колобус по образу жизни древесный и дневной вид. Он предпочитает оставаться в пределах крон деревьев, но может путешествовать и по земле между лесными рощами, разделенными открытой безлесной саванной.

Основной тип передвижения – квадрипедальный, заключающийся в равноценном использовании всех четырех конечностей для передвижения. Черно-белый колобус способен к прыжкам, которые использует в коммуникационных контактах и, чтобы избегать хищников. По стволу дерева колобус спускается, двигается вниз головой, по горизонтальным и наклонным ветвям двигается по их верхней поверхности как и по земле.

В воде и водопое черно-белый колобус большую часть года практически не нуждается, так как основную часть необходимой влаги получает вместе с кормом. Основу питания черно-белого колобуса составляют прежде всего растительные корма: листья, молодые побеги, незрелые плоды, цветки. У этого вида пищеварительная система имеет специальное устройство, которое позволяет разрушать и усваивать целлюлозу. Не прочь колобусы полакомиться и различными беспозвоночными, особенно термитами.

У черно-белого колобуса, как социального вида, имеются многообразные сигналы визуальной коммуникации. Так, непродолжительное ( мене секунды ) приоткрывание рта, выполняемое всеми животных кроме младенцев, наблюдается после пробуждения колобусов, а также служит демонстрацией низкого уровня агрессивности. Широкое открывание рта и одновременное щелканье языком, выполняется взрослыми самцами и самками и полувзрослыми самцами, и служит выражение агрессивности. Такие демонстрации агрессивности можно наблюдать между животными, особенно самцами, при межгрупповых столкновениях.

Зевок: когда рот открыт в течение как минимум 1 секунды, зубы прикрыты а пристальный взгляд направлен на другую особь - выполняется взрослыми самцами и является показом угрозы и происходит, когда член группы подходит слишком близко. Зевота: рот открывается, выставляются зубы - это повторяется в сериях от 2 до 3 зевков. Этот показ выполняется взрослыми самцами и самками и используется в качестве показа угрозы между самцами при межгрупповых столкновениях. При этом нередко взрослые самцы, делают большие прыжки через какие-либо препятствия, приземляясь с характерным ревом, - этим они демонстрируют свою территориальность или угрозу конкурирующим самцам и хищникам.

Пристальный взгляд на своего противника, обычно, выполняет роль предупредительной угрозы и исполняется взрослыми самцами. Он - или сигнал угрозы, или территориальной бдительности, направленной на другой отряд. Другая демонстрация угрозы: многократное сгибания рук и ног, совмещенные с пристальным взглядом. Иногда животное, стоя на ногах, руками начинают сильно колебать ветви, что также используется в качестве показа угрозы, а нередко выполняется взрослыми и полувзрослыми самцами и молодыми животными в процессе игры.

Самки и молодые животные демонстрируют свое подчинение гримасой: рот - широко открыт с приподнятыми губами и с показом зубов, при этом лицо морщится.

Важное значение в социальных контактах играет осязательная коммуникация. Так, объятия, демонстрируются самками и молодыми животными перед взаимным уходом за шерстью, а также как поведение приветствия. Прикосновение рукой используется, чтобы ходатайствовать социальный уход, а иногда и спаривание, и этим движением демонстрируются дружественные намерения.

Социальный уход: когда один индивидуум чистит шерсть другого и используется, чтобы укреплять социальные и дружественные связи между индивидуумами группы. При этом паразиты и мертвая кожа выбираются из шерсти губами и/или языком. У черно-белого колобуса социальный уход стимулируется присутствием неподалеку другого отряда колобусов.

У этих социальных обезьян хорошо развита и широко используется в самых разнообразных ситуациях вокальная коммуникация. Рев: этот низкий, резонирующий вызов напоминает каркающий звук, сопровождаемый волнообразным "rurr, rurr, rurr" шумом. Этот сигнал издается самцами и выполняет роль территориального маркера а, возможно, используется и в качестве сигнала угрозы. Иногда этот вызов сопровождается прыжками.

Фырканье издают все кроме младенцев. Этот звук резок по природе и используется в качестве сигнального вызова, а самцы иногда издают его перед ревом. Резкие щелкающие звуки взрослые обеих полов воспроизводят перед агрессивными взаимодействиями.

Сопение обычно издают самки и молодые животные. Этот коммуникационный сигнал слышится в течение конфликтов и используется, чтобы сообщить другим членам группы о небольших неприятностях или дискомфорте. О большом горе (боли, дикомфорте) самки и молодые индивидуумы информируют окружающих громким визгом. Этот вызов используется при выяснении ранговых взаимоотношений между особями в группе, а также издается животными когда они оказываются в критической ситуации, например, младенец оказался далеко от своей матери, и мать ответит на вызов младенца, поднимая его на руки.

Мурлыкание можно услышать перед началом движения отряда и оно, возможно, используется, чтобы скоординировать всех членов отряда, а также возможно предупредить, что хищник находится по соседству.

О размножении данных очень мало. Для самки характерно особое демонстрационное поведение в период, когда она вступает в эструс. Это поведение самки направлено на то, чтобы показать свою готовность к спариванию и чтобы добиться спаривания от самца.

Младенцы рождаются совсем белыми и их начальная окраска сменяется на постоянную в возрасте примерно около 3 месяцев.

За младенцами в группе, особенно, когда они все еще сохраняют белую окраску, ухаживают не только матери, но и другие взрослые и полувзрослые самки и иногда даже полувзрослые самцы.

В настоящее время черно-белые колобусы занесены в категорию « Уязвимый вид» и внесены в Приложения II Соглашения по Международной Торговле как подвергнутый опасности вид (Конвенция САЙТС), что регулирует его коммерческую торговлю через международные границы.

Раньше на черно-белого колобуса охотились из-за их мяса, меха и для pet торговли – так как спрос на них был огромен. Много африканского туземного населения традиционно носило кожи колобуса для украшения, а за границей их кожи были использованы для отделки пальто или делались напольные или настенные ковры. Заграничный спрос был особенно высок в конце 19-го столетия, в течение которого было убито от одного до двух миллионов колобусов. .