Венерина мухоловка: содержание и разведение. Венерина мухоловка, или дионея. Венерин башмачок. НАСЕКОМОЯДНЫЕ РАСТЕНИЯ. РОСЯНКА КРУГЛОЛИСТНАЯ (Drosera rotundifolia).Насекомоядные растения, растения хищники, Растения. Деревья. Царство: Phyta или Plantae = Растения

Венерина мухоловка: содержание и разведение

Перейти в оглавление раздела: Насекомоядные растения

* Венерин башмачок (мухоловка)

Венерина мухоловка

'Dionaea muscipula' - наиболее знаменитое растение-хищник на североамериканском континенте.

Взрослый экземпляр вырастает обычно до размера, не превышающего 15 см. По весне цветет белыми цветками. Ловит и усваивает мух, комаров и других насекомых.

ИСКОННАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ: торфяные трясинные болота во Флориде, Джорджии, Северной и Южной Каролине в США. Венерины мухоловки растут в местности, получившей название «саванна». Саванны состоит из рельефных низинных островков площадью от 1 до 5 гектаров, из которых, вероятно, не более 50-ти сохранились в девственном виде.

КАК ОНИ ЛОВЯТ НАСЕКОМЫХ: ловушка состоит из двух половинок-створок, отдаленно напоминающих раковины моллюсков. По краю идут два ряда зубчиков. Приятный нектар, привлекающий насекомых, вырабатывается железами, расположенными вдоль внутреннего ряда зубчиков, по ободку створки. НасекомыФотое реагируют на выделяемый нектар и летят в ловушку. Каждая из двух внутренних плоских поверхностей ловушки снабжена тремя волосками-триггерами. Если насекомые в процессе поедания нектара коснутся их неоднократно, ловушка начинает защелкиваться. Сначала она только слегка прикрывается, и у насекомого есть возможность передвигаться взад-вперед в пределах ловушки. Если жучок маленький, в принципе, у него есть шанс избежать плачевной участи и спастись. В случае, если такое происходит, у триггеров стимуляция прекращается, и ловушка снова раскрывается полностью примерно через день. Данная стадия необходима растению: именно она помогает предотвратить потерю времени на ложное срабатывание из-за помех, таких, например, как капли дождя, палочки, веточки или хитиновые оболочки насекомых… Но если жучок не смог выбраться из ловушки, стимуляция триггеров продолжается, ловушка закрывается все плотнее, и начинается процесс пищеварения.

Из желез, расположенных на внутренних поверхностях, выделяются пищеварительные соки в таком количестве, что насекомое полностью тонет в этой жидкости. Ловушка остается закрытой в течение нескольких дней, а когда она, наконец, раскрывается, на свет предстает только непереваренная хитиновая оболочка бывшего насекомого. Каждая ловушка рассчитана примерно на три пищеварительных процесса, а далее она отмирает.

ПОСАДКА:

Для посадки растений используйте смесь, состоящую из 75% мха-сфагнума и 25% смеси для укоренения черенков. Перед тем, как поместить растение в подготовленную смесь, тщательно ее увлажните. Самое оптимальное время для посадки (пересадки) - ранняя весна, в это время растения как раз начинают свой рост. Не забудьте про оптимальные размеры горшочков: они должны быть достаточно вместительными, чтобы растению целый год было комфортно в нем жить, но вместе с тем и не слишком большими, ведь венерина мухоловка - достаточно миниатюрное растение. Показатель кислотности мха должен составлять в идеале 5.5. Общее количество растворенных солей в потребляемой воде (показатель TDS) должно равняться нулю.

ПОЛИВ:

Очень внимательно следите за влажностью субстрата, на котором растет Ваша мухоловка. Никогда не позволяйте ему пересыхать! Данный вид растений в течение весны, лета и осени необходимо все время держать на поддончике с водой, а воду менять часто. Вода должна покрывать водоотводные отверстия горшка. И она должна иметь хороший состав, тогда Ваше растение будет чувствовать себя всегда прекрасно. Требования к воде: она должна быть дождевая, дистиллированная или очищенная с помощью фильтров. Зимой также поддерживайте субстрат во влажном состоянии, но воду в поддоне не оставляйте на длительное время.

УДОБРЕНИЯ:

Несмотря на биологические особенности данного вида, НЕ кормите венерины мухоловки мухами или другими насекомыми. Иначе Вы просто убьете своего хищника. Растение должно насладиться «азартом погони», чтобы при этом полноценно выделились пищеварительные соки для поглощения жертвы.

Если Вам все-таки продолжает казаться, что растение «голодает», подкормите его половинным раствором рыбной эмульсии (поливать следует почву в контейнере!). Основное питание для себя растения получают из торфяной смеси, в которой живут.

ОСВЕЩЕНИЕ:

Для венериных мухоловок требуется высокий уровень света. Подоконник в доме, куда попадает утреннее солнце летом и полуденное солнце зимой, является отличной позицией для размещения растений. В противном случае потребуется досвечивание. Растение пригодно для выращивания в террариумах, теплицах, закрывающихся стеклянных сосудах, застекленных лоджиях… Некоторые любители вполне успешно выращивают их на открытом воздухе.

ВЛАЖНОСТЬ:

Оптимальная уровень влажности для венериных мухоловок - 70-90%. Легче всего его достичь при содержании растений в террариумах или подходящих по размеру стеклянных сосудах. Ограничение по температуре: данный вид растений не любит, если температура повышается за 35 градусов по Цельсию. Мухоловки полностью прекращают свой рост, а потом возобновляют его с крайней неохотой. Кстати, температуры в естественных местах обитания держатся на отметке +40 градусов в течение всего лета. Но там венерины мухоловки не прекращают рост из-за того, что земля остается всегда прохладной (по капиллярам влага поступает с глубин и поддерживает температуру почвы).

ПЕРИОД ПОКОЯ:

К зиме Ваша венерина мухоловка должна впасть в состоянии покоя, она полностью прекращает свой рост, и Вам даже порой будет казаться, что растение погибает. Не беспокойтесь, данное впечатление обманчиво. Это - естественная стадия жизненного цикла для данного вида растений. Она им просто необходима, чтобы после зимнего отдыха обладать силами для полноценного прироста ловушек и цветов. Ваша задача на протяжении зимы: удалять отмершие ловушки и листья - весной обязательно вырастут новые!

ЦВЕТЕНИЕ:

'Dionaea muscipula' зацветает примерно к концу календарной весны. Цветы белые.

Если Вы заинтересованы в получении семян, цветки необходимо опылять вручную. Мягкой кисточкой наберите пыльцу и нанесите ее на пестик. Процедуру проводить с каждым цветком, как только он полностью раскроется. Семенам до зрелости понадобится 3-4 недели. Далее их можно высевать сразу или хранить - всхожесть сохраняется в течение года.

В созревшем состоянии семена жесткие, черного цвета, размером с половинку зернышка пшеницы.

Растение может устать от «производства» семян, поэтому если Вы заметите, что оно стало не слишком хорошо себя чувствовать, то именно по данной причине.

ВРЕДИТЕЛИ И БОЛЕЗНИ:

- ТЛЯ:проявляется в искривленных и деформированных новых ловушках. Средство борьбы: аэрозоль с любым препаратом против тлей.

- ПАУТИННЫЙ КЛЕЩ: довольно распространенная напасть в горячем сухом климате. Использовать орошение препаратами против клещей.

- ЧЕРНЫЙ ПЛЕСНЕВЕЛЫЙ ГРИБОК: может появиться на растениях, если они постоянно находятся в чрезмерно мокрой и влажной среде. В данном случае используйте подходящий фунгицид.

Из грибковых заболеваний растение может быть подвержено поражению СЕРОЙ ГНИЛЬЮ (ботритис). В таком случае нужно удалить поврежденные части и обработать все растение и почвенный субстрат одним из доступных системных фунгицидов.

Еще одна возможная неприятность: БАКТЕРИАЛЬНОЕ ПОРАЖЕНИЕ. Но это даже не болезнь, а проявление физиологических издержек. Бывает, что ловушка не может переварить пойманное насекомое - вместо того, чтобы усваиваться, оно начинает разлагаться. Данный процесс может пойти дальше и погубить все растение. В таких случаях достаточно вовремя оценить ситуацию и отсечь проблемную ловушку.

РАЗМНОЖЕНИЕ:

Деление куста, черенкование листьев, посев семян.

- СЕМЕНАМИ:

В конце весны растение цветет небольшими белыми цветочками, возвышающимися на 15-20 см выше розетки листьев с ловушками. В природных условиях опылителями являются насекомые, при культивировании потребуется искусственное опыление. Чтобы повысить показатель опыленных цветков, используют кисточку. Каждая семенная коробочка содержит до 30 семян. Оптимальные сроки их посева - через 3-4 месяца после опыления (но можно сеять и сразу после созревания).

Если у Вас есть тепличка с подогревом и подсветкой, высевать семена можно в сентябре-октябре в чистый торф. Но: Вы должны быть абсолютно уверены, что данный вид торфа не подвержен слеживанию. Если есть сомнения, тогда добавьте в торф резаный мох-сфагнум.

Разложите семена аккуратно на поверхности субстрата и присыпьте тонким слоем просеянного торфа. Полив производить лучше снизу. Тепличку установите в светлое место (но не на открытое солнце) и прикройте вентиляционные отверстия.

Подогрев необходим не только в период прорастания, но и на протяжении зимних месяцев. Свежие семена прорастают в течение четырех недель. Следите за влажностью субстрата: он никогда не должен пересыхать. При необходимости используйте поддон с гравием, куда нужно доливать воду по мере испарения.

С наступлением весны растения можно постепенно отучать от теплички , а также распикировать их в индивидуальные горшочки, наполненные смесью для взрослых растений. Обычно в пластиковый горшок размером 75 мм помещают 4-5 саженцев. Будьте осторожны при пересадке: старайтесь не повредить корни.

- ДЕЛЕНИЕМ КУСТА:

Со временем мухоловка стареет. Одним из признаков может служить то, что у него образуется несколько точек роста. Нужно вынуть из горшка все растение, отряхнуть субстрат с корней и разобрать его на деленки. Обычно это получается достаточно легко. Иногда деленки срастаются между собой. Тогда, чтобы их разделить, потребуется острый чистый нож или новое лезвие (профилактика инфекций).

Чтобы разделить кустик, нужна известная доля сноровки, чтобы случайно не задеть ловушки и не спровоцировать их срабатывание.

Сдерживайте искушение «вручную» запускать механизм ловушек венериных мухоловок. Бесполезное захлопывание только ослабляет растение: слишком много энергии уходит на быстрое срабатывание. Но… питания-то там нет! - вот и выходит, что растение потрудилось зазря. Если Вас не сдерживает такой разумный довод, то в запасе есть еще один. Каждая ловушка закрывается ограниченное количество раз, потом она чернеет и отмирает, что может привести к снижению декоративности всего растения.

Автор перевода Колыбасова Надежда....