Пузырчатка растение. Пузырчатка обыкновенная. Utricularia vulgaris. НАСЕКОМОЯДНЫЕ РАСТЕНИЯ. РОСЯНКА КРУГЛОЛИСТНАЯ (Drosera rotundifolia).Насекомоядные растения, растения хищники, Растения. Деревья. Царство: Phyta или Plantae = Растения

Пузырчатка обыкновенная

Перейти в оглавление раздела: Насекомоядные растения

Пузырчатка обыкновенная

Читать: Пузырчатка обыкновенная

...Аквариумистам следует иметь в виду, что пузырчатка обыкновенная с хорошо развитыми ловчими пузырьками представляет вполне реальную опасность не только водным беспозвоночным, но и только появившимся личинкам и малькам рыб. С другой стороны, с пузырчаткой мирно уживаются мелкие пресноводные креветки Caridina serrata, конфликтов между этими обитателями в комнатных аквариумах не наблюдалось.

Говоря о минеральной подкормки отметим, то пузырчатка положительно реагирует на нее, особенно на повышенное содержание углекислого газа. Такие подкормленные растения в аквариумов формируют великолепные заросли и даже периодически могут цвести, хотя, цветки как правило имеют бледно-желтый цвет, что характерно для растений, растущих в тени при недостаточном освещении.

Размножается пузырчатка в основнов самым простым вегетативным путем - отчленением от основного стебля многочисленных веточек. И когда старый стебель отмирает, боковые отводки получают свободу и дают начало новым многочисленным растениям. Молодые побеги вполне жизнеспособны, но чтобы добиться их устойчивого роста, желательно первое время, хотя бы в течение пары недель поместить их в воду с большим количеством инфузорий. Наряду с этим, возможно и половое размножение, которое происходит при помощи семян. Нормально созревшие семена обладают весьма хорошей всхожестью, но для этого их предварительно нужно выдержать несколько дней в морозильной камере холодильника. В тепловодном аквариуме растения вегетируют в течение всего года, а в природе с наступлением холодов зеленые части пузырчатки отмирают. В воде остаются многочисленные зимующие холодостойкие почки, которые опустившись ближе к грунту, дожидаются лучших теплых времен.

Размножается пузырчатка и половым путем, а цветущая пузырчатка — великолепное зрелище. Строением цветков пузырчатка напоминает львиный зев. В опылении этого растения самое активное участие принимают крупные летающие насекомые, и в частности - шмели. Пыльцевые коробочки обычно находятся ниже рыльца и прижаты к пестику, поэтому самостоятельно попасть на рыльце цветка пыльца не может. И как только шмель приземляется на нижнюю губу цветка, она под его весом прогибается, что позволяет насекомому проникнуть в глубь цветка, чтобы пробраться к нектару. При этом он неизбежно касается пыльцевой коробочки и обильно посыпается пыльцой. Пестик в это время сгибается, а его рыльце ложится на верхнюю губу. Затем рыльце разгибается и неминуемо касается пыльцевой коробочки.

Плодообразование у пузырчатки идет очень интенсивно. Сформировавшийся плод представляет собой шарообразную капсулу-коробочку, с плотно набитыми семенами. Стенки коробочки по мере созревания семян теряют эластичность, а затем под воздействием ветра, животных или других механических раздражений коробочка отрывается от растения. Затем коробочка какое-то время плавает на поверхности воды, постепнно ее наружная оболочка прогнивает и семена оказываются на свободе. Часть семян остается в родном пруду, другая же склевывается птицами, а позже с их фекалии оказывется в других водоемах.

Говоря о пузырчатке, нельзя обойти вниманием ее ловчие пузыри. Ротовое отверстие «капкана» пузырчатки обыкновенной воронкообразное и снабжено особым клапаном, не дающим попавшему в западню объекту выбраться наружу. Края воронки покрыты густым пушком. В состоянии покоя стенки пузырька вдавлены внутрь за счет пониженного давления в его полости. Как только насекомое приблизилось к ротовому отверстию и побеспокоило чувствительные волоски, клапан резко открывается, стенки пузырька изгибаются и в него устремляется поток воды, увлекая за собой потенциальную жертву. Затем клапан закрывается, а добыча начинает постепенно перевариваться за счет особого секрета, выделяемого стенками ловчего пузырька. Утилизировав насекомое, пузырек выталкивает воду и вновь готов к охоте. Правда, каждый раз в его полости остаются те или иные неперевариваемые фрагменты добычи. Заполнившись этими отходами, пузырек отмирает (при вытаскивании пучка пузырчатки из природного водоема можно услышать легкий шелест: это лопаются забитые остатками и ставшие ненужными пузырьки).

Конечно,далеко не всегда жертва полностью помещается в полость ловчего пузырька. Но, как выяснилось, и у сравнительно крупной добычи мало шансов на спасение - даже в том случае, если в капкан попали, скажем, только хвост или голова. Оказалось, что пузырчатка достаточно шустро справляется и с «несоразмерной» едой, втягивая ее в пузырек постепенно, по мере переваривания предыдущей порции.

В заключение хочу напомнить читателям, что пузырчатка обыкновенная -далеко не единственное растение рода Utricularia (он насчитывает около 200 видов, большинство из которых, правда, относятся к наземным), пригодное для содержания в аквариуме.

В настоящее время довольно широкую известность в кругах аквариумной общественности получила компактная U.exoleta. Весьма декоративна и U.aurea, которую охотно используют при декорировании комнатных и приусадебных водоемов в Западной Европе. Да и некоторые другие виды благодаря неприхотливости и привлекательности имеют, на мой взгляд, весьма существенные шансы стать аквариумными.

Читать сначала: Пузырчатка обыкновенная