Непентес уход, непентус, кувшиночник – Nepenthes L.Непентес.Nepenthes. Насекомоядные растения, растения хищники, Очаровательные убийцы. НАСЕКОМОЯДНЫЕ РАСТЕНИЯ. Насекомоядные растения, растения хищники

Непентес, непентус, кувшиночник

Перейти в оглавление раздела: Насекомоядные растения

Непентес, непентус, кувшиночник

Читать дополнительно: Грозный мухолов - непентес

* Пауки-«нахлебники» и особо ловкие хитрецы

Многочисленные представители рода Непентес (Nepenthes) произрастают главным образом в лесах тропической Азии. Из них примерно 20 видов встречается на островах Калимантан и Суматра;  на полуострове Индокитай, а также на Филиппинах, в Новой Гвинее, на Сейшельских островах, на Мадагаскаре и в тропической Австралии также обитает по несколько видов.

Большинство непентесов является лианами, которые достигают в длину нескольких метров, хотя имеются и низкие кустарники. Лианы кустовидной формы, как правило, ведут эпифитный образ жизни, произрастая в основном в теплых и влажных джунглях на архипелагах Тихого и Индийского океанов. Непентесы могут расти и в горах - на высоте до 2000 м, и на краю леса, и даже в зоне морского прибоя. Лиановидные Непентесы чаще всего селится на стволах деревьев, обвивая их на десятки метров в высоту, благодаря чему выносят свои узкие соцветия к свету.

Листья у непентесов очередные, ланцетовидной формы. Наряду с листьями обычныой формы, развиты кувшинчатые листья, в которых скапливается дождевая вода. У них кончик удлиняется в тонкий длинный усик, который обвивает ветку дерева-хозяина, а завершается такой лист кувшинчиком с крышкой. В основании листа расположена широкая пластинка, в которой идет активно фотосинтез. Средняя часть наделена чувствительностью, что позволяет растению обвивать листья и побеги ближайших деревьев. Венчает такой лист верхушечная часть, имеющая вид кувшинчика с крышечкой, которая и приспособлена для ловли насекомых. Сверху вниз по внешней стороне кувшинчика проходят два зубчатых крыла, которые служат с одной стороны опорой кувшину, а с другой - направляют ползающих насекомых ко входу в кувшин. По внутреннему краю кувшинчика расположены секреторные клетки, выделяющие сладкий нектар, а прямо под ними находится множество жестких волосков, обращенных книзу, образующих щетинистый частокол, не позволяющий жертве выбраться из кувшинчика. К тому же клетками гладкой поверхности листьев у большинства непентесов выделяется восковидное вещество, делающее эту поверхность настолько скользкой, что жертве не могут помочь ни коготки, ни крючочки, ни присоски.

Насекомое, попавшее в такой кувшинчик-ловушку, обречено, и вскоре оно опускается все глубже в воду пока не потонет. Внутри кувшинчика секреторными клетками выделяется протеолитический (пищеварительный) фермент непентесин. Над устьем кувшинчика расположена неподвижная крышка, защищающая содержимое кувшина от дождевой воды и служащая своеобразной посадочной площадкой для летающих насекомых. Насекомые, заползая внутрь кувшинчика, скользят по его стенкам и оказываются на дне, где и подвергаются разлагающему и переваривающему действию фермента. В жидкости кувшина, содержащей ферменты и кислоты, добыча в течение 5-8 часов полностью переваривается. От нее остается только остатки толстого хитинового покрова.

Иногда в западни-кувшины попадает и более крупная добыча, как грызуны, жабы и даже мелкие птицы. Кувшинчики окрашены в яркие цвета: красные, молочно-белые и расцвечены пятнистым рисунком, достигают 15-20, а иногда и 50 см в длину, количество скапливающегося фермента может доходить до 1-2 литров.

Непентес - двудомное растение. Мужские и женские цветки растут на разных растениях. Они небольшие, с 4 чашелистиками, без лепестков, собраны в соцветия. Отличить цветки одного пола от другого практически невозможно.

По берегам пресных водоемов, на сырой почве встречаются прямостоящие непентесы со стелющимися по земле боковыми побегами. Кувшины таких растений скрыты в траве. Они могут удерживать до 1 - 2 л жидкости, в которую попадает до нескольких сотен насекомых, а иногда - крысы и мелкие птицы.

Интересно, что непентесы порой называют «охотничьими чашками», поскольку содержащуюся в них жидкость можно пить: сверху в кувшинчике чистая вода. Конечно, где-то внизу находятся непереваренные твердые остатки «обедов» растения. Но при известной осторожности до них не добраться, и практически каждый кувшинчик содержит глоток-другой, а то и много больше воды.

В зависимости от гибрида ловчие кувшинчики непентеса имеют причудливые формы, разнообразную окраску - красновато-коричневую, зелено-красную, светло-сиреневую, желтую, ярко-красную, пеструю. В культуре непентес без теплицы или флорариума, к сожалению, можно разводить только очень непродолжительное время, поскольку ему одновременно нужны тепло и высокая влажность воздуха. Маленький непентес можно выращивать в стеклянном аквариуме, на дно которого насыпан влажный керамзит. Большой непентес, выращиваемый в подвесном горшке как ампельное растение (подальше от батареи отопления), будет хорошо себя чувствовать, если внизу стоит широкий сосуд с постоянно испаряющейся влагой. Идеальное решение для повышения влажности в комнате - увлажнитель воздуха. Не стоит приобретать растение, если не сможете обеспечить ему подходящие условия. Непентес эффективно смотрится в подвесных композициях или деревянных корзинах, из которых могут свободно свисать кувшинчики.

Читать дальше: Виды рода Непентес