Глубоководные Рыбы-удильщики, поведение, питание, корм, темпереатура воды

Рыбы-удильщики

Перейти в каталог: Рыбы-удильщики

* Очерки об интересных рыбах

Рыбы - удильщики

Рыбы - удильщики, получили свои названия от способа охоты. У таких рыб на голове есть длинная удочка, которая у некоторых рыб в десять раз длиннее тела. На конце удочки дрожит приманка - небольшой шарик, светящийся в темноте. Этот шарик снаружи покрыт черным покрывалом из хроматофоров. При их расширении свет гаснет, при сокращении свет между ними пробивается наружу. Под покрывалом заложен прозрачный слой, играющий роль линзы. Полость шарика заполнена светящимися бактериями, плавающими в особой жидкости. Обманутая рыба, кальмар или рак бросаются на "огонек" и попадают в зубы "рыболову".

Сами «фонарики» бывают маленькими и большими, одиночными или располагаются «созвездиями» по всей поверхности тела. Они могут быть круглыми или продолговатыми, словно светящиеся полоски. Некоторые рыбы напоминают корабли с рядами светящихся иллюминаторов, а у хищников они часто расположены на концах длинных усиков — удилищ. У многих глубоководных рыб, например у удильщиков, светящихся анчоусов, топориков, фотостом, есть светящиеся органы – фотофторы, служащие для привлечения жертв или для маскировки от хищников. У самок меланоцета, как и у самок других глубоководных удильщиков (а их известно 120 видов), на голове растёт «удочка». Она заканчивается блестящей эской. Помахивая «удочкой», меланоцет приманивает к себе рыбок и направляет их прямо в пасть.

У светящихся анчоусов фотофторы расположены на хвосте, туловище вокруг глаз. Направленный вниз свет брюшных фотофоров размывает очертания этих мелких рыбок на фоне идущего сверху слабого света и делает их не видимыми снизу.

Фотофоры топориков находятся вдоль брюшка с обеих сторон и на нижней части тела и также излучают зеленоватый свет вниз. Их боковые фотофоры напоминают иллюминаторы.

Самая известная из глубоководных рыб – это удильщик. Удильщикообразные ведут своё начало от Окунеобразных. Известно почти 120 видов глубоководных удильщиков, около 10 из которых встречаются в северной части Тихого океана. В Черном море встречается европейский удильщик (Lophius piscatorius).

В четырех семействах глубоководных удильщиков (Caulophynidae, Ceratiidae, Neoceratiidae и Linophrynidae) существуют совершенно необычные отношения между полами, не встречающиеся среди других рыб и неизвестные для позвоночных животных. Они выражаются в том, что карликовые самцы живут в виде паразитов на теле самок. Самец внедряется в кожу самки острыми щипчикообразными зубами. Вскоре губы и язык такого самца полностью сливаются с телом самки, а его челюсти, зубы, глаза и кишечник постепенно редуцируются так, что в конце концов он превращается в придаток, вырабатывающий сперму. Питание паразитирующего самца осуществляется за счет крови самки, так как ее кровеносные сосуды соединяются с сосудами самца. Но жабры самца и крошечные жаберные отверстия сохраняются, вследствие чего поступающая к нему кровь может обогащаться кислородом. Различия в размерах самки и паразитирующего на ней самца могут быть огромными. Так, например, у самки церации (Ceratias holboelli) длиной 119 см и массой 7 кг прикрепившийся к ней самец имел длину 16 мм и массу всего 14 мг. Правда, паразитирующий самец, питающийся за счет самки, у этого вида может достигать в длину 16 см. У остальных 7 видов; у которых обнаружен паразитизм самцов (Caulophryne jordani, Neoceratias spinefer, Cryptopsaras couesi, Edriolychnus schmidti, Photocerinus spiniceps, Borophryne apogon и Linophryne argyresca), после прикрепления к самкам самцы, по-видимому, уже не увеличиваются в размерах и не превышают в длину 14-22 мм.