Морской черт. Рыбы-удильщики, поведение, питание, корм, темпереатура воды

Рыбы-удильщики: Морской черт

Перейти в каталог: Аквариумные рыбки

* Очерки об интересных рыбах

* Рыбы-удильщики

Ловись рыбка большая и маленькая

В водах Приморья встречается иногда морской черт. Рог и копыт у него нет, зато имеется удочка, и испугаться его вида можно запросто.

Встречается он, правда, нечасто, поскольку рыбка эта весьма глубоководная, обычно они устраивают свои засады на глубине от 700 до 3 000 метров. Другое название морского черта – рыба-удильщик.

Удильщик – хищная морская рыба. Охотиться на других жителей подводного мира ему помогает специальный вырост на спине – одно перо из спинного плавника в ходе эволюции отделилось от других, а на его конце образовался прозрачный мешочек. В мешочке этом, который фактически является железой с жидкостью, что удивительно, находятся бактерии. Они могут светиться, а могут не светиться, подчиняясь в этом вопросе своему хозяину. Удильщик регулирует светимость бактерий, расширяя или сужая кровеносные сосуды. Когда сосуды расширены, к «осветительным приборам» поступает больше кислорода и они горят вовсю, а когда сужены - наоборот угасают.

Настоящие глубоководные охотники напоминают замерших во мраке придонных слоев чудовищные создания с огромными зубами и слабой мускулатурой. Их пассивно влечет медленными глубоководными течениями, или же они просто лежат на дне. Со своей слабой мускулатурой они не могут вырывать куски из добычи, поэтому они поступают проще — заглатывают ее целиком... даже если она превосходит охотника по размерам. Так охотятся удильщики — рыбки с одинокой пастью, к которой забыли приделать тело. И эта оскаленная частоколом зубов водоплавающая голова помахивает перед собой усиком со светящимся огоньком на конце.

Удильщики невелики по размерам, достигая всего лишь 20 сантиметров в длину. Самые крупные виды удильщиков, например церария, достигают почти полуметра, другие - меланоцет или борофрина имеют выдающуюся внешность.

Иногда удильщики нападают на таких крупных рыб, что попытка проглотить их иногда приводит к гибели самого охотника. Так, однажды был выловлен 10-сантиметровый удильщик, подавившийся 40-сантиметровым долгохвостом.

Разбирая улов после глубоководного траления в западной Пацифике, ученые обратили внимание на туго набитое брюшко крошечного 6-сантиметрового удильщика, из которого были извлечены семь свежезаглоченных жертв, в том числе 16-сантиметровая рыбка! Возможно, обжорство было следствием его недолгого общения с пленниками трала.

Некоторые представители семейства удильщиков приспосабливаются еще изощреннее – обзаводятся складной удочкой или отращивают ее прямо в пасти, а у других светятся зубы.

Некоторое время назад ученые считали, что видов удильщиков намного больше, чем известно сейчас. Нет, они не исчезли с лица Земли под влиянием жизнедеятельности человека. Хитрость в том, что за отдельные виды долго принимали самцов удильщиков. Их различия с самками столь велики, что в такой точке зрения нет ничего удивительного.

Посудите сами. Самки черноротого удильщика (который как раз и встречается в Приморье) вырастают до 60-65 см, в тропических водах могут встретиться и полутораметровые создания по 20 кг весом. А вот размеры свободноживущих самцов не превышает обычно 16-46 миллиметров! Фантастическая разница.

Объяснение находится только после полового созревание особей. В это время самцы внедряются в кожу самок и, постепенно их губы и язык сливаются с телами самок. Их кровеносная система становится единой, желудок самца превращается в орган, вырабатывающий сперму. Иногда на теле одной самки находят по 3-4 самца. Видимо, на большой глубине так проще воспроизводить потомство.

Обычный цвет удильщиков – черный или темно-бурый. Промыслового значения они не имеют. Но, как и всякая глубоководная рыба, удильщик вызывает справедливый интерес биологов. Ведь они встречаются повсеместно (на глубине, конечно) и их биомасса должна быть значительной (вспомните байкальскую глубоководную голомянку), следовательно, они должны играть большую роль в морских экосистемах..