Макропод обыкновенный Macropodus opercularis, содержание, разведение, поведение, питание, корм, темпереатура воды

Макропод обыкновенный

Макропод обыкновенный = Macropodus opercularis

Макропод обыкновенный Macropodus opercularis (Linnaeus, 1758)

Род Макроподы = Macropodus

Макропод обыкновенный является одной из первых аквариумных рыб. В Европу макропод попал в 1869 г., когда он был завезен в Париж, а в Карбонье был впервые успешно размножен. Именно там было положено начало современному разведению в неволе тропических рыб. Его природный ареал лежит преимущественно в Юго-Восточной Азии. Макропод обыкновенный распространен в водоемах Кореи, Китая, Вьетнама и Тайваня.

Макропод обыкновенный достигает в длину 9 см имеет вытянутое, сжатое с боков тело. У него по телу, начиная практически от жаберной крышк, идет по голубовато-коричневому фону девять поперечных полос красновато-кирпичного оттенка. Непарные плавники окрашены в бурый цвет с пунцовыми последними лучами, а брюшные плавники целиком пунцовые. Голова сверху окрашена в светло-каштановые цвета с беспорядочными поперечными темными штрихами. Хвостовой плавник пунцовый, на нем разбросаны многочисленные мелкие голубые проблески, он заканчивается развилкой.

Половой диморфизм хорошо выражен. У самцов от последних лучей развилки хвостового плавника отходят длинные до 7-10 см нити, у них так же сильно удлинены последние лучи спинного и анального плавников. Длина самцов до 11 см (без нитей). Самки несколько мельче - их длина не превышает 9 см, да и окраска тела у них тусклее. На жаберной крышке самок имеется овальное темное пятно, а у самцов к тому же и голубое зеркальце, являющееся его опознавательным знаком, привлекающим самку.

Эта необычная окраска райской тропической рыбки поразила в позапрошлом веке воображение европейцев. Но, к сожалению, в настоящее время более распространены особи обыкновенного макропода со сравнительно маловыразительной окраской, что свидетельствует о снижении интереса к этому виду, и приходящему в упадок его разведение, хотя сейчас наряду с основной природной формой встречаются альбиносы желто-розовой окраски с поперечными полосами красного цвета, такими же глазами и плавниками, а также голубые макроподы. Возможно, что на вырождение оказало свое влияние постоянное близкородственное разведение. Другой причиной называется приведенная в ряде справочников неправильная температура содержания, где сообщается, что обыкновенные макроподы живут при 18-20 °С, даже при 16 °С, но это ведет к вырождению. Поэтому требуется вливание свежей крови путем завоза рыб с природных водоемов и скрещивание их с “домашними”, что может резко улучшить яркость и контрастность окраски у потомства.

Для содержания пары обыкновенного макропода вполне подойдет 40-50 литровый аквариум, хотя лучше их содержать в просторном аквариуме, обеспечив его ярким освещением. В одной его части аквариума должны находиться заросли растений. Температура воды в аквариуме не должна снижаться ниде 22-23С.

В период размножения самец строит на поверхности в зарослях растений пенное гнездо, которое фиксируется стеблями растений, выходящими из воды, или в углу аквариума, у его стенки. Здесь и происходит нерест самца макропода с одной или несколькими самками. Обычно продуктивность самок колеблется в пределах от 500 до 800 икринок. Длительность развития икра при 28 °С составляет около 40 часов. Успешный нерест может происходить и в общем аквариуме, в этом случае целое гнездо с пометом следует перенести в отдельный сосуд только после выклева личинок. В качестве нерестовых сосудов можно применять аквариумы емкостью от 20 до 60 л. При этом воду для них можно взять из общего аквариума или использовав кипяченую водопроводную воду с рН 7.0, dGH 10°, dKH до 2°. В нерестовике на поверхности воды следует разместить пучок растений, который с одной стороны будет служить убежищем для самки, а с другой - опорой при постройке гнезда самцом. Нерест рыб парный. После икрометания самку обыкновенного макропода отсаживают, а самца только после того, как мальки начнут плавать и покидать гнездо, что обычно происходит на четвертые сутки после выклева. В целом, выращивание мальков обыкновенного макропода простое и не вызывает проблем.

Различные взрослые особи обыкновенного макропода в целом ведут себя не очень предсказуемо. Одни - довольно мирные и терпимо относятся к соседям, другие - не в меру драчливые, но в период нереста все самцы без имключения агрессивны и драчливы. Макропод обыкновенный - закаленная рыба, поэтому ее можно содержать весь теплый период года в садовых водоемах, а кормят его крупным живым кормом, в частности различными червями, личинками насекомых, мальками, икринками, кусочками постного говяжьего мяса и т. п. В аквариуме обыкновенный макропод с удовольствием поедает молодь улиток, чем предупреждает их чрезмерное размножение, а также встречающихся в аквариумах плоских червей.