Апистограмма-бабочка, хромис-бабочка, Mikrogeophagus ramirezi = Апистограмма-бабочка, хромис-бабочка, содержание, разведение, поведение, питание, корм, темпереатура воды

Mikrogeophagus ramirezi = Апистограмма-бабочка, хромис-бабочка

Апистограмма-бабочка, хромис-бабочка = Mikrogeophagus ramirezi

Апистограмма-бабочка, хромис-бабочка = Mikrogeophagus ramirezi (Myers & Harry, 1948)

Вид апистограмма-бабочка Apistogramma ramirezi, так сложилось исторически, имеет много синонимов как в латинской транскрипции (Papilochromis ramirezi), так и в русской (апистограмма Рамиреза, венесуэльская бабочка, хромис-бабочка). На других языках эта рыбка имеет свои названия: Butterfly cichlid, Ramirezi Dwarf cichlid, Ram cichlid, Ramirezi, Sommerfuglecichlide, Sudamerikanischer Schmetterlingsbuntbars.

А латинское видовое название апистограмме-бабочке дано в честь Мануэля Винсенте Рамиреса (Manuel Vicente Ramirez), который и собирал типовые экземпляры рыбок этого вида.

Апистограмма-бабочка встречается в Южной Америке. Ее ареал занимает бассейн реки Ориноко и лежит на территории Колумбии и Венесуэлы.

В длину апистограмма-бабочка достигает 7 см. Основной фон окраски тела — желто-коричневый, с красновато-оранжевым отливом в передней части тела, в задней части - с голубоватым отливом. Многочисленные голубые и зеленоватые блестки разбросаны на голове, плавниках и задней половине тела. Одно черное пятно расположено на боках тела, а другое, хотя и менее четкое, вертикальное размытое пятно находится под основанием спинного плавника. Через глаз проходит вертикальная черная полоса. Хвост без выемки, а анальный плавник имеет округлую форму.

Для апистограммы-бабочки характерен половой диморфизм. Самцы крупнее самок. У половозрелых самцов апистограммы-бабочки вместо красновато-оранжевого отлива в передней части тела имеется, особенно во время нереста, ярко-красный отлив. Первые лучи плавника у половозрелых самцов удлинены. В нерестовый период губы и низ головы имеют интенсивно красный цвет, а обычно черные первые лучи спинного и грудных плавников в период нереста приобретают голубой отлив. В естественных условиях рыбы не такие пестрые и имеют более удлиненное тело. У самок черное пятно на боку обрамлено блестками.

В 70-х годах прошлого века селекционерами выведена форма A. ramirezi "Gold", у которой тело самок имеет ровный золотистый цвет. Тело самцов окрашено в интенсивно-кирпичный цвет, на фоне которого буквально светятся многочисленные голубые пятнышки. Хвост и анальный плавник усеяны фиолетовыми пятнышками. Спинной плавник самца имеет оранжевый цвет, переходящий в верхней части в ярко-красный. Черные бусинки глаз окружены рубиновым кольцом.

Обитают апистограммы-бабочки в мелководных илистых речках, расположенных на заболоченных равнинах, которые местные жители называют "льянос". Эти речки открыты для жарких солнечных лучей, поэтому их дно покрыто густыми зарослями водной растительности. Течение в этих речках медленное, вода прозрачная, а в редких свободных от растительности участках, дно покрыто мелким чистым песком. Температура воды в жаркий сезон, пик которого приходится на июнь—июль, может превышать 30-градусную отметку, и даже в ночные часы она не опускается ниже 24-26°С. В наиболее холодном месяце «зимы» - январе, температура воды колеблется в пределах 22-26°С. Помимо повышенной температуры, вода в природных водоемах пределах ареала апистограммы-бабочки отличается чрезвычайно низким уровнем общей жесткости (0-2°dGH), электропроводимости и слабокислой активной реакцией (рН 5,5-6,5).

Апистограмма-бабочка - один из самых популярных видов американских карликовых цихлид. При ее содержании самым важным при содержания в аквариуме является удовлетворение ее потребности в повышенной температуре. И тогда при выполнении элементарных норм ухода за аквариумом, содержание апистограммы-бабочки не вызывает особых затруднений.

Поэтому при содержании и размножении в аквариуме желательно создать следующие условия: жесткость воды не должна превышать 12°dGH, рН 6,5-7,5, а температуру нужно поддерживать в пределах 25-32°С, хотя кратковременные повышения температуры до 35—36 °С они прекрасно переносят. Подмечено, что апистограммы-бабочки в воде с нейтральной активной реакцией подвижнее, а болеют реже..

При выборе аквариума следует отдавать предпочтение аквариумам с большой площадью дна, нежели высотой. Для одной пары апистограммы-бабочки необходим аквариум емкостью от 15–20 л, для пяти-шести — не менее 50 л. при этом. В аквариуме необходимо создать с одной стороны густые заросли растений (апистограммы-бабочки растений не портят) и различные укрытия, в качестве которых подойдут цветочные горшки, гроты, обрезки пластиковых труб, а с другой – свободные места для плавания. Освещение рекомендуется верхнее, рассеянное, при этом желательно создать затененные участки, в которых рыбы могут укрываться.

Желательно в аквариуме сделать воду проточной. Фильтрация и аэрация, а также еженедельная подмена 25–30% воды обязательны. При возможности, лучше сменять через день по 10% объема воды. Апистограмма-бабочка плохо переносят растворенный в водопроводной воде хлор, поэтому воду нужно отстаивать или обрабатывать дехлоратором. Рыбы чувствительны к химическим препаратам, поэтому специалисты рекомендуют проводить лечение заболеваний посредством повышения температуры свыше 30 или кратковременными ваннами.

Интересен тот факт, что содержание апистограммы-бабочки при высоких температурах обуславливает небольшую продолжительность ее жизни которая составляет около 2-х лет. Замечено, что при создании в аквариуме умеренных температур - апистограммы-бабочки могут доживать до 4-х летнего возраста, но при этом увеличивается риск заболеваний.

Апистограмма-бабочка по характеру — мирные рыбки и поэтому их рекомендуют в качестве возможных соседей теплолюбивых дискусов. Однако следует помнить, что для этих цихлид характерна территориальность, заложенным в них природой, особенно ярко проявляющаяся в нерестовый период.

Апистограмма-бабочка в природных местообитаниях является микрохищником. Поэтому в аквариуме основу ее рациона составляют: живой корм, заморозка, гранулы, хлопья.

Апистограмма-бабочка становится половозрелой с 4-6 месяцев при достижении длины примерно около 3 см. Образующиеся пары стойкие и, как правило, сохраняются в течение всего репродуктивного периода. Для нереста нужен аквариум емкостью от 15 л, с крупнозернистым песком, зарослями растений и большим количеством черепков. Вода в нерестовике должна быть кислее (на 0,1-0,3 единицы) и теплее на 1-2°С, чем в общем аквариуме. Слой воды может быть небольшим — 8-10 см, так как в природе рыбы нерестятся на мелководье, но принципиального значения этот параметр не имеет. Аэрация сама по себе не требуется, но слабый ток воды желателен.

Для стимуляции производителей к началу икрометания, ежедневно, в течение нескольких дней небольшими порциями доливают свежую мягкую воду. Самки откладывают икру чаще на открытые поверхности, либо на внутренние стенки пещерки, цветочного горшка или другого укрытия. Продуктивность от 70 до максимум 400 икринок. За потомством ухаживают оба родителя, причем доминирует в этом деле самец. Инкубационный период составляет при 25–26°С — 72-80 часов, при 27–30°С — 45-50 часов. Замечено, что при слишком высоких температурах получается более высокий процент самцов.

Появившиеся на свет личинки имеют большой желточный мешок, за счет которого питаются в течение последующих 5–7 дней. Первые сутки–двое они остаются на месте. Затем самец начинает перемещать их в заранее вырытые им небольшие ямки в грунте; в течение дня он повторяет это несколько раз. Самку из нерестовика к этому времени необходимо убрать.

Можно икру инкубировать самостоятельно при температуре около 36°С. При этом развитие эмбриона происходит очень быстро, примерно за сутки, а икра за это время не успевает поразиться грибком и погибнуть. После вылупления личинок температуру постепенно снижают.

Личинки завершают свое развитие, превращаясь в мальков, которые начинают питаться. Стартовый корм для них: коловратка, инфузории, затем науплии артемии и циклопы. Гибель мальков даже в благоприятных условиях весьма высок, а использование фунгицидных препаратов не рекомендуется из-за высокой чувствительности вида к химическим препаратам.