Населенные пункты, отдельные сооружения, постройки., местообитания, места обитания, ФАКТОРЫ ПРЯМОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ФАУНУ. Экологические факторы, Лимитирующие факторы. Бочка Либиха.

Населенные пункты, отдельные сооружения, постройки

Перейти в оглавление раздела: Зонально-биотопическое деление территории

Классификация зонально-биотопических выделов

Населенные пункты, отдельные сооружения, постройки. Населенные пункты как среда обитания является эволюционно новой для жизни большинства видов животных, поскольку все они появились задолго до появления городов. Биотопическая структура населенных пунктов, в отличие от природных, характеризуется рядом особенностей: экотональное строение (наличие большого числа переходных, промежуточных зон), которое обуславливает биотопическую мозаичность и, как следствие, - появление в составе городской фауны далеко "негородских" видов, связанных наличием в его границах "диких" территорий.

Еще одной особенностью населенных пунктов является территориальная изоляция. Природно-антропогенные комплексы (парки, пруды, старые кладбища и пр.), разделенные районами сплошной застройки, дорогами, площадями, настолько изолированы, что их можно рассматривать как "островные". Общими признаками для всех населенных пунктов являются: наличие зданий и других сооружений, наличие открытой воды, относительно хорошая защищенность от диких хищников, опасность уничтожения домашними хищными животными, высокий уровень действия фактора беспокойства и, вместе с тем, относительно высокие доступность и обилие кормов, особенно в экстремальные периоды (на зимовке и во время миграций). Качественный и количественный состав фауны селитебных зон в значительной степени определяется их возрастом, размерами, архитектурой зданий и общей схемой планировкм, наличием и характером озеленения, водоемов, санитарным состоянием и др. Различие эколого-биологических условий в отдельных районах городской застройки определяет их зонирование и формирование в них оригинальных зооценозов. В этом же заключается причина различий фаунистических комплексов городских и сельских населенных пунктов. Такое разделение по фаунистическому критерию достаточно условно, так как в черте одного города в зависимости от расположения отдельных городских местообитаний в одинаковых типах биотопов прослеживаются фаунистические различия, наличие которых является предпосылкой для описания урбанистических градиентов (от более "природного" сельского к более урбанизированному "городскому").

Сельский урбанистический тип отличается в основном одно-двухэтажной свободной застройкой, наличием приусадебных участков, высокой концентрацией домашних животных при относительно низкой концентрации людей и техники. Парковые комплексы отсутствуют или имеют ограниченные размеры. Микроклимат существенно не отличается от окружающего. Населенные пункты городского типа характеризуются: многоэтажными строениями, высокой плотностью застройки, отсутствием сельскохозяйственных животных, высокой концентрацией людей и машин, наличием парковых массивов, более ровным микроклиматом по сравнению с климатом окружающих пространств. Из орнито- и териофауны для населенных пунктов более характерны те виды, которые вполне определенно проявляют синантропизм и непосредственно связаны со зданиями и сооружениями; менее характерны виды, тесно связанные с древесно-кустарниковыми, околоводными и другими биотопами и явно не предпочитающие участки этих биотопов, расположенные в черте населенных пунктов. Необходимо отметить, что фауна и животный мир урболандшафтов Крыма изучена далеко не достаточно. Зачастую не установлены фаунистический состав, биотопическая приуроченность, степень синантропизации и другие экологические и биологические особенности жизни животных в условиях населенных пунктов. Поэтому данный раздел должен рассматриваться как предварительный анализ состояния изученности фауны и животного мира населенных пунктов Крыма. Что касается птиц, то в группу облигатных синантропов входят 6 видов: кольчатая горлица, сизый голубь (отдельные популяции), белый аист, деревенская и городская ласточки и хохлатый жаворонок; еще 11 видов - черный стриж, удод, белая трясогузка, обыкновенный скворец, ворона, грач, галка, домовый и полевой воробьи, зеленушка, щегол - тесно связаны на гнездовании с населенными пунктами и достигают здесь наибольшей численности; 14 видов составляют группу факультативных синантропов - обыкновенная пустельга, вяхирь, сплюшка, домовый сыч, зяблик, коноплянка, иволга, обыкновенная каменка, плешанка, сорока, ворон, хохотунья, большая синица, черный дрозд. Таким образом, в период размножения с населенными пунктами связано не менее 30 видов птиц. Во время миграций и зимовки в населенных пунктах отмечено более половины видового состава птиц региона. Всего в населенных пунктах зарегистрировано более 150 видов птиц (более 80 неворобьиных и 70 воробьиных). За последние десятилетия сформировались сравнительно немногочисленные, но регулярные зимовки околоводных птиц в акваториях городов Южнобережья: бакланы (2 вида), поганки (3), пластинчатоклювые (не менее 10), чайки (8), всего в акваториях населенных пунктов около 60 гидрофильных видов птиц. Наибольшую степень синантропизации проявляют чайки (хохотунья, озерная, сизая, черноголовая), которые концентрируются не только в акватории, но и в кварталах города, на очистных сооружениях, свалках. У хохотуньи выработались стойкие этологические и миграционные особенности жизни в условиях города (в 1994 г. в Гурзуфе зафиксировано гнездование на крышах зданий). Конкретный качественный и количественный состав фауны населенного пункта или отдельных его частей, естественно, определяется набором тех или иных экологических условий, а также зональной приуроченностью.

В населенных пунктах степного Крыма сконцентрированы древесно-кустарниковые комплексы (парки, приусадебные участки, скверы и пр.), тогда как окружающие биотопы заселены животными открытых пространств. В городах горно-лесной части наблюдается обратный процесс - увеличение к центру города видов открытых пространств (на газонах, стадионах и пр.) и опушек по сравнению с окружающими лесными массивами. Хотя в Крыму эта закономерность выражена не так четко из-за высокой озелененности городов. С другой стороны, к центру городов увеличивается "скалистость" местообитаний. Этот урбоградиент хорошо иллюстрируют комплексы птиц. На окраинах городов участие дендробионтов и кустарниковых видов (зяблик, щегол, зеленушка, сплюшка, черноголовая славка, жулан и др.) в составе орнитокомплекса значительно больше, чем в районах сплошной застройки и особенно новостроек, где безраздельными доминантами являются черные стрижи, ласточки, сизые голуби. Распределение синантропных видов птиц и млекопитающих по территории Крыма имеет зональные особенности. Наиболее стенотопные виды - синантропы скально-степного комплекса - распространены лишь в равнинных и предгорных населенных пунктах и отсутствуют на большей (западной) части южного берега и в горах (домовый сыч, удод, галка). Несколько большую экологическую пластичность проявляют обыкновенный скворец и домовый воробей, населяющие все населенные пункты и отдельные строения равнинного, предгорного и южнобережного Крыма, за исключением пояса сплошных лесов, где они отсутствуют у лесных кордонов и других строений на высотах более 400-500 м над уровнем моря. Часть синантропных видов приурочена исключительно или преимущественно к населенным пунктам речных долин (сплюшка, белая трясогузка, полевой воробей). У остальных видов птиц зональной приуроченности не отмечено. Зональная приуроченность млекопитающих выражена слабее и заключается, главным образом, в отсутствии определенных видов в равнинной части Крыма. Это летучие мыши: реснитчатая, трехцветная ночницы, широкоушка малая вечерница, средиземноморский, кожановидный нетопыри, двухцветный кожан, а из наземных - черная крыса, желтогорлая мышь.

В населенных пунктах горной части отсутствует только один вид, отмеченный в равнинном - степной хорек. Строгих синантропов среди крымских млекопитающих нет. Из класса млекопитающих в городах представлено 22 вида (36%, а без 4 морских видов - 38.6%), в том числе 21 - в городах горного и 15 - равнинного Крыма. При этом в “диких” биотопах городов встречено 3 вида и только в горной части - это реснитчатая ночница, внесенная в Красную книгу Украины (III кат.) и Европейский Красный список, белка и каменная куница. В слабо измененных биотопах городов встречено по 7, при этом среди них виды III категории Красной книги Украины: в горной части - средиземноморский нетопырь, в степной части - степной хорек и в Европейский Красный список занесен хоть и редкий, но широко распространенный по Крыму бурый ушан. В застроенной части городов встречено 11 и 7 видов соответственно. Из видов, встречающихся в горной части, занесенны в Красную книгу Украины большой и малый подковносы (II кат.) и европейская широкоушка (III кат.). Среди млекопитающих города 1 акклиматизированный вид. Представители отряда рукокрылых (12 видов) составляют 54.5% от “городских” видов млекопитающих, в то время как в естественных местообитаниях - 31.6%, что свидетельствует либо об их большей, по сравнению с другими крымскими млекопитающими, экологической пластичности, либо о том, что городские условия предоставляют в их распоряжение больше подходящих условий, чем для других видов. Облигатные синантропы в этой группе животных отсутствуют, хотя сильно привязанных к синантропным местообитаниям насчитывается не менее 6 видов. С населенными пунктами Крыма наиболее тесно связаны в период размножения следующие виды млекопитающих: еж, малая белозубка, большой подковонос, остроухая, усатая ночницы, ушан, широкоушка, нетопыри карлик, Натузиуса, средиземноморский, кожановидный, поздний, двухцветный кожаны, серая, черная крысы, домовая мышь. Такие виды, как серая и черная крысы, домовая мышь, в меньшей степени обыкновенный хомяк среди млекопитающих, серая ворона, кольчатая горлица, домовый воробей, в меньшей степени грач и сорока среди птиц являются индикаторами качества городской среды обитания - их высокая численность свидетельствует зачастую об избытках органических отходов, о неудовлетворительном состоянии коммунального хозяйства в городе, представляет опасность для здоровья населения.

Костин Ю.В., Дулицкий А.И., Костин С.Ю.

Издание Ассоциации поддержки биологического и ландшафтного разнообразия Крыма "Гурзуф-97"