Околоводные биотопы, местообитания, места обитания, ФАКТОРЫ ПРЯМОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ФАУНУ. Экологические факторы, Лимитирующие факторы. Бочка Либиха.

Околоводные биотопы-3

Перейти в оглавление раздела: Зонально-биотопическое деление территории

Классификация зонально-биотопических выделов

6.2.1.1. Солончаковые пустыни и полупустыни развиваются обычно на глинистых грунтах у очень низких берегов соленых озер. Это площади, периодически заливаемые нагонными водами озера, а ранней весной при паводковом поднятии уровня. Бoльшую часть года представляют собой влажные иловатые пространства, покрытые пятнами выпаренных солей. В некоторых менее засоленных участках есть признаки галофильной растительности.

Видов, размножающихся в этих биотопах, не обнаружено. Тем не менее среди птиц есть виды, гнездование которых даже на очень влажных солончаковых пустынных и полупустынных участках возможно. Это, например, шилоклювка, малая крачка. Во всяком случае в аналогичных островных биотопах эти виды гнездятся.

6.2.1.2. Морские пляжи - легко диагностируемый биотоп, к которому относятся галечниковые пляжи южного побережья полуострова, а также песчаные и ракушечные пляжи берегов равнинного Крыма.

В западной части южного побережья материковый уступ часто имеет форму отвесных обрывов, уходящих на глубину в несколько десятков метров, не образуя типичных абразионных форм. Восточнее на участках с более типичным ходом абразионных процессов, но приглубых берегах, пляжей, как правило, тоже не образуется.

Галечниковые пляжи развиваются лишь в бухтах и сложены более или менее крупной галькой. Ширина наносов обычно невелика - до нескольких десятков метров.

В теплое время года концентрация людей на пляжах южного берега настолько велика, что о гнездовании каких бы то ни было птиц не может быть и речи. Пляжи восточного южнобережья относительно пустынны, поэтому здесь возможно спорадическое гнездование околоводных птиц .

Вместе с тем, южнобережные пляжи обладают довольно высокой кормностью, особенно для синантропных видов. Здесь постоянно кормятся хохотуньи, вороны, домовые воробьи и домашние голуби, а в зимнее время - к тому же еще сизая, озерная, черноголовая чайки и др.

Для размножения млекопитающих собственно пляжи как биотоп также не имеют необходимых защитных условий, и характер пребывания здесь серых крыс и домовых мышей тот же, что и у птиц..

Материковые песчаные, мелкогалечниковые и ракушечные пляжи берегов равнинного Крыма особенно хорошо представлены на косах и пересыпях соленых озер, занимая естественно внешнюю, приморскую часть аккумулятивных образований. Внутренние участки пересыпей и кос понижены и представлены галофитными лугами и зарослями солоноводных гидрофитов. Длина пляжей равнинного Крыма колеблется в очень больших пределах - от нескольких сот метров до 11 км, полоска приазовских пляжей Арабатской стрелки составляет более 100 км. Ширина пляжей равнинного Крыма колеблется от нескольких метров (Казантип) до нескольких сот метров (Сасыкская пересыпь). Растительность пляжей (если она имеется) представлена в основном псаммофитными злаками, сложноцветными. Распределение ее мозаично, проективное покрытие обычно низкое. Некоторые пересыпи расположены в малонаселенных районах, по другим проложены шоссейные, а по наиболее крупной Сасыкской - железная дорога. Концентрация людей в теплое время года на различных пляжах равнинного Крыма неодинакова, однако в последние годы настолько сильное развитие получил неорганизованный отдых, что сейчас трудно указать хотя бы небольшой пляж, который не занимался бы летом отдыхающими. Катастрофически прогрессирующее давление фактора беспокойства, сочетающееся с прямым уничтожением гнезд курортниками и туристами, ведет к неуклонному сокращению гнездовой орнитофауны материковых пляжей, включающей три вида куликов: малого, морского зуйков, кулика-сороку.

6.2.1.3. К галофитным лугам относятся прибрежные биотопы с галофильной раститель¬ностью, имеющей высоту до 30 см и проективное покрытие не ниже 30%. Относящаяся сюда группа биотопов довольно разнообразна и образует ряд переходов и вариантов от типичных солеросовых и сарсазановых солончаков до пышных зарослей галофильных злаков, растущих в условиях не очень сильного увлажнения и низкой засоленности. Геоботанический критерий в выделении рассматриваемой группы биотопов наиболее приемлем, так как указанные свойства растительного покрова в общих чертах и при прочих благоприятных обстоятельствах обеспечивают оптимальные защитные условия в гнездовое время для ряда околоводных птиц, и именно эти биотопы оказываются наиболее густо заселенными в условиях надежной островной изоляции. Типичные материковые их варианты заселены птицами слабо, несколько лучше заселяются галофитные луга, занимающие полуостровное положение - пересыпи, косы. В связи с указанными особенностями размещения птиц интересно упомянуть, что существуют не только количественные, но и качественные фаунистические отличия между островными, полуостровными и материковыми вариантами рассматриваемых биотопов. Острова занимают, как правило, более крупные и агрессивные виды, материковые побережья - мелкие и, видимо, неконкурентоспособные в отношении борьбы за гнездовой участок. Из экологических особенностей этих двух групп можно отметить слабое развитие у первых (островных) инстинктов отвода от гнезда (или его отсутствие) и активный характер защиты гнездового участка от человека и хищников. У материковых околоводных видов, как правило, хорошо развит инстинкт отвода от гнезда и совсем не проявляется или проявляется слабо активная защита гнездового участка.

Легко диагностируемым вариантом галофитных лугов и в то же время вариантом, широк распространенным и фаунистически оригинальным, являются кочковатые солончаки, развивающиеся в условиях избыточного увлажнения по берегам Каркинитского залива, Сиваша и некоторых соленых озер. Растением-эдификатором этого оригинального биотопа является прижатый к земле ветвистый полукустарничек - сарсазан (Halocnemum strobilaceum). Образуемые сарсазаном кочки имеют от 0.20-0.25 до 1-2 м в диаметре и возвышаются над ровной поверхностью голых солончаков на 10-25 см. Кочковатые солончаки - предпочитаемый, едва ли не единственный в Крыму гнездовой биотоп двух видов тиркушек - луговой и степной. Изредка в этом биотопе гнездятся морской зуек и малый жаворонок.

Из млекопитающих в этом биотопе обычен большой тушканчик; другие виды отмечены лишь во время кормовых заходов - еж, ласка, степной хорь, лисица.

Солеросовые и разнотравные галофитные луга, несмотря на существенную флористическую разницу между ними и обилие конкретных вариантов, рассматриваются здесь как единая группа биотопов, которым свойственны некоторые общие признаки, а именно - высота растительного покрова в среднем более 5 см (в отличие от сарсазана), проективное покрытие - более 30% (обычно более 50%).

В типично материковых условиях такие биотопы заселяются птицами слабо, доминирующим (но спорадически распространенным) видом является желтая трясогузка; на более или менее обширных участках обычен чибис; как и на кочковатых солончаках здесь в небольшом числе гнездится морской зуек и малый жаворонок. В последние годы в этих биотопах обнаружена белохвостая пигалица.

Наиболее возвышенные участки этих биотопов с проективным покрытием растительного покрова в 30-50% населяются тушканчиком, который более густого травостоя избегает. В сходных условиях обычен еж, местами - заяц. Отмечены здесь малая белозубка, домовая и малоглазая мыши, серый хомячок.

6.2.1.4. Солоноводные тростники, как биотоп, представлены в Крыму очень слабо, и главным образом на островах аккумулятивного происхождения. Материковые участки этого биотопа обычно невелики по площади и приурочены к полуостровным околоводным выделам, биотопически довольно сложным, - пересыпям, косам. В отличие от пресноводных зарослей тростника, солоноводные имеют небольшую высоту (0.5-1.2 м), узколистость, нередко разрежены, то есть не представляют собой типичных для этого вида (Fragmites communis) растительных ассоциаций. Вполне естественно, что и населены эти биотопы в материковых условиях очень слабо, поскольку заросли слишком высоки для гнездования луговых видов и слишком открыты, слабозащитны для типичных жителей гидрофитных биотопов. На гнездовании зарегистрированы следующие виды - индийская камышевка.

6.2.2. Биотопы островов. Сама по себе степень изоляции островов слагается из многих признаков, главнейшие из которых следующие:

а) населенность (человеком) района расположения острова;

б) дальность расположения острова от материкового берега;

в) характер дна и глубина водоема вокруг острова;

г) режим территории островов и окружающих акваторий;

д) абсолютные размеры островов.

Само собой разумеется, что островными биотопами будут лишь биотопы сравнительно небольших островов, не заселенных человеком. В условиях Крыма отмечено, что с увеличением размеров островов их защитные свойства ухудшаются. Крупные острова по характеру фауны практически не отличаются от материковых побережий.

По своему происхождению и соответственно по ряду морфологических и экологических характеристик острова четко разделяются на две группы: аккумулятивные, или наносные, и останцевые.

6.2.2.1. Острова аккумулятивного происхождения. Аккумулятивные образования представлены в Крыму довольно широко: это и замыкающие ракушечные и песчаные наносы (пересыпи соленых озер), и свободные (Бакальская, Андреевская косы, Араратская стрелка и др.), и отчлененные - острова.

Наиболее типичную группу аккумулятивных островных биотопов представляют Лебяжьи острова, расположенные среди обширных мелководий восточной части Каркинитского залива. Это крошечный архипелаг из пяти островов общей площадью около 52 га (по состоянию на 1.11.1973 г.). Расстояние ближнего из островов от материкового берега - около 600 м, дальнего - около 4 км. Их окружают мелководные (30-60 см) участки залива с очень топким, труднопроходимым дном, которое в недавнем прошлом было густо покрыто подводной растительностью, в основном зарослями зостеры (Zostera marina и Z. nana) и руппии (Ruppia spiralis). Эти мелководья изобиловали водными беспозвоночными (Isopoda, Decapoda) и мелкой рыбой (несколько видов бычков и др.).

Основная, наиболее возвышенная часть островов сложена ракушкой, участки островов, лежащие восточнее, более понижены, покрыты зарослями полыни, злаков, а также разнотравьем с преобладанием клоповника, солончаковой астры, различных видов лебеды и пр. Еще более пониженные, заболоченные участки занимают галофитные луга. Прибрежные мелководья и внутренние заливчики покрыты, как правило, тростниковыми зарослями.

Развитие пышной травянистой растительности в условиях отсутствия настоящих почв объясняется орнитогенными факторами, а именно большим количеством органической массы, вносимой птицами в субстрат островов в период гнездования. Растительный покров ракушечных участков островов, видимо, существует полностью за счет гидропонного способа питания. В то же время плотность гнездования птиц на Лебяжьих островах не столь велика, чтобы избыток органических удобрений мог угнетать растительность, что наблюдается, например, на т.н. Перекопском островке в Сиваше.

С 1955 г. ведется учет репродуктивной фауны птиц Лебяжьих островов. За это время на гнездовании здесь учтено 36 видов. Динамика орнитокомплексов островов определяется стадиями сукцессионных процессов растительных группировок, наличием млекопитающих хищников и естественной пульсацией численности популяций отдельных видов.

За учетный период на Лебяжьих островах гнездились следующие виды (в различные периоды от 16 до 22 видов): большой баклан, чомга, большая, малая белые, желтая, серая, рыжая цапли, каравайка, колпица, пеганка, кряква, серая утка, шилохвость, длинноносый крохаль, красноголовый нырок, лысуха, болотный лунь, морской зуек, шилоклювка, кулик-сорока, травник, черноголовый хохотун, серебристая, черноголовая чайки, морской голубок, чайконосая, пестроносая, речная, малая крачки, чеграва, серая куропатка, болотная сова, желтая трясогузка, индийская камышевка, усатая синица, тростниковая овсянка.

Аналогичные острова Сиваша и Арабатская стрелка имеют сходные биотопические характеристики и фаунистический состав. Они отличаются главным образом характером доминирования различных околоводных видов в колониальных поселениях. Так, здесь отмечается большее участие рыжей цапли, кваквы, выпей, нырковых уток по сравнению с комплексной колонией на Лебяжьих островах.

Фауна млекопитающих островов аккумулятивного происхождения известна лишь для группы Лебяжьих островов: ласка, серая крыса, домовая мышь. Случается, по зимнему льду заходят на острова лисица и енотовидная собака. Когда они остаются на лето, колонии птиц испытывают огромный ущерб, в связи с чем в борьбу с хищниками включается служба охраны островов.

6.2.2.2. Острова останцевого происхождения образовались в результате отчленения и дальнейшего размыва отдельных участков материковой суши. Они представляют собой глинистые останцы с обрывистыми берегами и относительно плоскими вершинами, покрытыми растительностью степного типа: разнотравно-луговой или полынной, полынно-типчаковой.

Биотопы этой группы хорошо представлены в Присивашье, однако большинство островов останцевого происхождения (Чурюк, Куюк-Тук и др.), имеют большую площадь, расположены близко к материку, в последнее время соединены с материком пересыпями и, в сущности, потеряли свои защитно-островные качества.

Наиболее изолированный останцевый островок, расположенный посреди обширного участка центрального Сиваша и поэтому самый малодоступный, - остров Китай, запове¬данный в 1927 г. в составе Азово-Сивашского заповедника.

Гнездовая фауна небогата и мало изменилась с 30-х годов: серебристая чайка, черноголовый хохотун, чеграва, пеганка, серая утка, галка.

Материалов по териофауне острова Китай, как и других островов останцевого проис¬хож¬дения, нет.

Костин Ю.В., Дулицкий А.И., Костин С.Ю.

Издание Ассоциации поддержки биологического и ландшафтного разнообразия Крыма "Гурзуф-97"