Синантропия – основные понятия.Грызуны-синантропы - незванные гости и смертельные враги.Синантропия – некоторые понятия.

ДЕРАТИЗАЦИЯ: ПОСТОЯННАЯ И НЕПРИМИРИМАЯ > БОРЬБА С ГРЫЗУНАМИ! > Грызуны-синантропы - незванные гости и смертельные враги

Синантропия – некоторые понятия

ДЕРАТИЗАЦИЯ:

ПОСТОЯННАЯ И НЕПРИМИРИМАЯ

БОРЬБА С ГРЫЗУНАМИ!

Читать дополнительно: Особенности экологии синантропных грызунов

* Регуляция численности синантропных грызунов

* Крысы и мыши — постоянные спутники человека

* Как обнаружить грызуна в любом строении?

* Дератизация на объектах, заселенных различными грызунами

* Учет численности серых крыс в открытых стациях

* Учет численности серых крыс в в строениях

* Общие сведения о грызунах - вредителях растений

Синантропия – некоторые понятия:Кучерук В.В. (Институт проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН )

Цель настоящего сообщения напомнить некоторые понятия, связанные с синантропией животных, разработанные нами при осмыслении собственных наблюдений и литературных данных, касающихся, прежде всего, грызунов Палеарктики. Подробно они были изложены ранее (Kucheruk, 1965; Кучерук, 1988), но эти издания становятся мало доступными. На наш взгляд, предложенная нами терминология остается и в настоящее время хорошим рабочим инструментом для изучения обитания животных в населенных пунктах.

Термин «синантропия» происходит от двух греческих слов: syn – вместе и anthropos – человек. Как всегда, вербальный перевод термина (сожительство животных с человеком) позволяет интерпретировать феномен широко и неопределенно.

По нашему мнению, синантропные животные – это те виды, которые регулярно обитают на территории населенных пунктов или в сооружениях человека (различных постройках, жилых зданиях, магазинах, местах хранения пищевых продуктов и т.п.), образуя там постоянные или периодически возникающие независимые или полузависимые популяции. Согласно В.Н. Беклемишеву (1960) – независимые популяции полностью поддерживают свое существование за счет собственного воспроизводства, вселение особей извне не имеет существенного значения для существования этих популяций. Если приток особей влияет на функционирование популяции, она называется полузависимой.

Мы предлагаем различать следующие 6 форм синантропии:

1. Абсолютная (или облигатная) синантропия. Животные обитают только в человеческих жилищах и конструкциях. Нигде не отмечено и видимо уже невозможно их существование в природных биотопах. У позвоночных эта форма синантропии отсутствует. Она свойственна специфическим паразитам человека (например, головным вшам) и некоторым членистоногим – обитателям его жилищ (например, постельным клопам).

2. Настоящая (или преимущественная) синантропия. Животные обитают во всех типах зданий, включая каменные многоэтажные дома, и настолько приспособились к жизни в населенных пунктах, что, следуя за человеком, расселились по всему миру. Область их распространения, принявшая современные очертания в соответствии с изменениями окружающей среды под воздействием человека, превышает во много раз исходный ареал. В северной части вновь сформировавшегося ареала животные живут только в человеческих сооружениях и не проникают в природные биотопы. Южнее основная часть популяции также обитает в постройках человека. В сельских поселениях и на городских окраинах часть их популяций летом выселяется и живет в природных биотопах. Поздней осенью и в начале зимы зверьки возвращаются в постройки человека или погибают, так как не могут пережить зиму ни в естественных биотопах, ни в стогах сена и скирдах.

В оптимуме их ареала независимые популяции грызунов населяют и природные биотопы, и поселения человека. Животные поселяются в стогах в больших количествах и остаются там на зиму. В этой части их ареала количество зверьков, живущих в природных биотопах, значительно больше, чем живущих в человеческих поселениях. Поэтому в неблагоприятные сезоны наблюдается интенсивная миграция обитателей природных биотопов и сельскохозяйственных угодий в населенные пункты. Чем меньше человеческое поселение, тем менее выражена в них автономия популяций синантропных грызунов. В годы пиков размножения грызунов маленькие сельские поселения буквально подвергаются нашествиям животных. За 1–2 месяца сотни грызунов вселяются в отдельные здания.

Число видов, для которых характерна эта форма синантропии, невелико: домовые мыши Mus musculus и M. domesticus, серая, черная и отчасти полинезийская или малая крысы. Но даже эти настоящие синантропы не могут всюду следовать за человеком.

3. Географически ограниченная синантропия. Животные хорошо приспособлены к обитанию в постройках человека, но они заселяют их только в пределах своего естественного ареала. Как правило, синантропия у этих видов проявляется в оптимуме ареала. Зверьки могут жить во всех типах построек, включая современные многоэтажные дома.

Популяции животных, проживающих в больших населенных пунктах, независимы, но между ними и популяциями, которые обитают в природных биотопах, происходит постоянный обмен. Чем меньше поселения человека, тем в меньшей степени проявляется автономия популяций синантропных грызунов. Однако численность синантропных популяций таких грызунов стабильна и, как правило, достаточно велика. Виды, для которых характерна эта форма синантропии (некоторые представители хомячков рода Cricetulus и крыс рода Rattus, способны постоянно обитать в сооружениях человека, но они не выдерживают конкуренции с настоящими синантропами и поэтому лишь за пределами или в пессимуме ареала последних становятся основными обитателями населенных пунктов и построек человека.

В некоторых регионах независимые популяции таких синантропных грызунов формируются не только в деревнях, но и в городах.

4. Экологически ограниченная синантропия. Животные не могут длительно жить в современных многоэтажных каменных зданиях, но способны заселять деревянные дома в сельской местности, стога, риги, овощехранилища и т.п. В таких местах животные могут формировать длительно существующие скопления – псевдопопуляции или временные, периодически возникающие популяции. Степень обмена между популяциями, обитающими в естественных биотопах и в населенных пунктах, при этой форме синантропии значительно интенсивнее, чем при географически ограниченной синантропии, и особенно чем при настоящей синантропии. Экологически ограниченная синантропия характерна для многих видов семейств Muridae (мышиные) и Cricetidae (хомяковые). В местах первичного хранения сельскохозяйственной продукции эти грызуны образуют относительно устойчивые полузависимые популяции. В сельской местности эти животные зимой могут обитать и в постройках.

5. Обитание грызунов на незастроенных участках в черте населенных пунктов (внепостроечная синантропия). В пределах населенных пунктов, включая города, всегда есть свободные от строений участки с сохранившимся растительным покровом – сады, скверы, бульвары, парки, пустыри, берега водоемов и т.д. Эти участки, вкрапленные внутрь населенных пунктов, являются островками-аналогами природных биотопов. Значительные по площади парки или пустыри обычно заселены комплексом животных, типичным для окружающих город природных биотопов, но несколько обедненным. На небольших незастроенных участках крупных городов может сохраняться лишь ограниченное число видов. Популяции грызунов, обитающих на незастроенных участках города, малочисленны, но они практически независимы от популяций, населяющих природные биотопы, окружающие город.

6. Ложная синантропия. Когда численность животных в природных биотопах высока, часть особей заходит в рядом расположенные постройки небольших селений. Индивидуальные участки обитания зверьков обычно охватывают и здания, и прилежащие к ним территории природных биотопов. Зверьки регулярно забегают в строения, могут задерживаться там на некоторое время, но они всегда связаны с природными биотопами. Благодаря этому в строениях человека не возникает даже сколько-нибудь постоянных скоплений животных – псевдопопуляций. Грызуны, обитающие в зданиях и окружающих территориях, составляют единую популяцию. Когда биотопы, окружающие сооружения, меняют свой облик из-за интенсивной деятельности человека, эти виды исчезают из строений человека.

Перечисленные выше формы синантропии не четко отделены друг от друга и связаны одна с другой цепью переходов. Различные формы синантропии могут быть характерны для одного вида в разных частях его ареала или при разных экологических условиях. Иногда даже у одного вида несколько форм синантропии проявляются одновременно на одной и той же территории. Описанный выше ряд форм синантропии выстроен по убыванию степени связи животных с человеком. С повышением уровня урбанизации возрастает доля настоящих.