Хищный динозавр дышал по-птичьи. Останки динозавров

Хищный динозавр дышал по-птичьи

Хищный динозавр Aerosteon riocoloradensis дышал по-птичьи

Перейти в оглавление раздела: Жизнь динозавров

Палеонтологи из Мичиганского университета установили, что дыхательная система Aerosteon riocoloradensis — динозавра-теропода познего мелового периода, останки которого были извлечены из скалы на берегу реки Рио-Колорадо в аргентинской провинции Мендоза, имела такие особенности строения скелета и внутренних органов, которые характерны также и для большинства современных птиц. Поэтому, этого динозавра рассматривают как связующее эволюционное звено между ящерами и птицами, а изучение этого динозавра поможет восстановить процесс эволюции, который привел к появлению современной дыхательной системы у птиц

Это открытие было сделано на основе изучения останков динозавра, ранее неизвестного науке, который получил название Aerosteon riocoloradensis, что означает «воздушные кости из Рио-Колорадо», поскольку его кости имеют полости и губчатую структуру. Способ дыхания этого животного отличает его от остальных ящеров. А обнаружили его в Аргентине в 1996 году.

В результате почти 12-ти летнего изучения останков динозавра исследователям удалось обнаружить на костях ключицы, позвоночника и тазовой костинебольшие отверстия, которые ведут во внутренние полости организма. Именно этои свидетельствует о присутствии в полостях тела динозавра системы воздушных мешков. Такие же мешки обеспечивают современным птицам более эффективное дыхание, т.е. они позволяют свежему воздуху проходить через легкие на каждом этапе дыхания, давая птице в два раза большее количество кислорода, чем его могут получить млекопитающие, у которых ничего подобного нет. Отростки мешков проникают в кости птицы, образуя отверстия, аналогичные тем, которые обнаружили палеонтологи.

Пол Сирино из Университета Чикаго плагает, что вместо сокращающихся и расширяющихся легких ящер имел воздушные мешки, которые действовали подобно кузнечным мехам, накачивая воздух в тугие легкие, как это происходит у птиц. «Этот динозавр в отличие от остальных имеет более прямые указания на то, что его легкие были подобны птичьим», — заявил Рикардо Мартинес из аргентинского государственного Университета Сан-Хуана, работавший совместно с Сирино. Этот десятиметровый ящер (возраст которого оценивается примерно в 85 млн лет) ходил на двух ногах, имел вес как у слона, питался мясом и был покрыт перьями.

Палеонтологи полагают, что есть несколько причин, по которым хищнику Aerosteon riocoloradensis могли потребоваться подобные приспособления. Основной версией они считают то, что непрерывный ток воздуха вокруг мышц и внутренних органов служил для охлаждения динозавра.Ученые обнаружили останки крупного плотоядного динозавра, дыхательный аппарат которого очень близок к свойственному современным птицам.

Исследователи полагают, что Aerosteon, относящийся к тероподам, мог развить дыхательную систему одновременно с развитием хождения на двух ногах и она помогала ящеру контролировать температуру тела. Если динозавры, особенно тероподы, были теплокровными и перья использовали для термоизоляции, у них могла возникнуть проблема со сбросом излишков тепла. Возможно, изначально эти воздушные мешки использовались именно для этого, а помогать дыхательной системе они стали позже.

Aerosteon был меньше, чем крупные плотоядные динозавры, такие как тираннозавры, спинозавры и гигантозавры. По-видимому Aerosteon представляет отдельную ветвь хищников, живших неподалеку от гигантозавров.