Тираннозавры обладали самым тонким обонянием. Останки динозавров

Тираннозавры: обоняние

Tyrannosaurus  rex † Osborn, 1905 = Тираннозавр рекс

Тираннозавры обладали самым тонким обонянием

Перейти в оглавление раздела: Жизнь динозавров

Тираннозавр, как установили ученык, имел, по-видимому, самый чувствительный нос среди древних хищников. У него оказалась самая крупная обонятельная луковица, а конкурировать с ним мог только археоптерикс.

К этому выводу пришла международная команда ученых, которые решили выяснить, как хищные динозавры вынюхивали свою добычу. Для этого они обследовали черепа звероногих плотоядных динозавров, проведя компьютерную томографию и ультразвуковое сканирование.

Эти динозавры тероподы, передвигавшиеся на двух задних конечностях и составлявшие около 40% всех известных науке динозавров, возможно и дали начало развитию птиц.

Ученые отобрали кости 21 вида теропод и выяснили размер и форму обонятельных луковиц у различных динозавров. Помимо сопоставления их друг с другом палеонтологов интересовало соотношение диаметра конкретной луковицы к диаметру мозга ящера, причем на итоговое соотношение влияла и масса тела динозавров. Полученный показатель позволяет судить о том, насколько динозавр был чувствителен к запахам.

Обладателем лучшего обоняния оказался тираннозавр, а более скромными обонятельными способностями обладали другие гиганты: африканский Кархародонтозавр и американский гигантозавр. Хороший нюх позволял рапторам находить себе не только мясо, но и пару.

Таким образом, у тираннозавров было отличное обоняние, и именно оно, возможно,   помогало им находить добычу и патрулировать огромные территории. Вполне вероятно, что хорошее обоняние тираннозавра свидетельствует о его статусе падальщика: чуткий нос помогал находить разлагающиеся трупы. Хотя если обратиться к современным животным, то увидим, что не всегда падальщики лучше всех чуют запахи. К примеру, гриф-индейка — отличный нюхач, в то время как африканские стервятники обладают весьма посредственным обонянием, так как предпочитают пользоваться зрением в обнаружении добычи.

У знаменитых быстрых и юрких велоцирапторов также оказалось великолепное обоняние. А вот похожие на страусов орнитомимы и овирапторы («похитители яиц») очень плохо различали запахи. Это заставило команду исследователей выразить предположение, что эти миниатюрные завры вполне могли пополнять свой рацион растительной пищей, ибо позвоночных они могли унюхать далеко не всегда.

Отличным обонянием, что удивительно, обладатели и археоптериксы, хотя современные птицы, за редким исключением, очень плохо чувствуют запахи. По-видимому, птицы в ходе эволюции могли просто растерять свои обонятельные способности.

Читать: Тираннозавр