Динозавры отказывались от мяса постепенно. Останки динозавров

Динозавры отказывались от мяса постепенно

ФотоПерейти в оглавление раздела: Жизнь динозавров

Череп динозавра-«подростка» пролил свет на эволюцию зубов вымерших ящеров. Юный завр оказался очаровательным, как щенок.

Последние исследования американских и британских палеонтологов объясняют, как происходил эволюционный переход от динозавров-хищников к растительноядным ящерам. Лауре Порро из Чикагского университета удалось найти всеми забытый череп гетеродонтозавра в кейптаунском музее «Изико» в ЮАР. Она искала материал по рациону гетеродонтозавров и случайно обнаружила кости Heterodontosaurus tucki, найденные в 1960−е годы и с тех пор никем не идентифицированные.

Это один из самых маленьких черепов динозавров. Его размер не превышает 45 мм.

Обладателем черепа оказался юный завр, который жил 190 млн лет назад. В его рту соседствовали острые клыки хищника с плоскими коренными для растирания растительной пищи. Коренные успели поистереться, даже не смотря на юный возраст погибшего завра, что свидетельствует о том, что он ими активно пользовался.

Слово «гетеродонт» означает «разнозубый». Некоторые ученые считают, что это доказательство всеядности данных завров: мол, разные зубы помогали завру закусывать как растениями, так и мелкими животными. Другие ученые полагают, что гетеродонтозавры были вегетарианцами, а наличие клыков объясняется половым диморфизмом. То есть длинные острые клыки встречались якобы лишь у завров-самцов, как рога имеются лишь у оленей-самцов.

Порро выдвинула свою версию. Она уверена, что череп являет собой прямое доказательство того, что гетеродонтозавры эволюционировали от пожирателей мяса к вегетарианцам. С ее точки зрения, лишь так можно объяснить наличие длинных острых клыков во рту завра, который еще не стал взрослым. «Благодаря им он выглядел как маленький саблезубый тигр», — рассказала Порро агентству Reuters.

Динозавры появились 230 млн лет назад, причем самые ранние были хищниками. Позже появились растительноядные, наподобие длинношеих завроподов. Гетеродонтозавры принадлежат к птицетазовым, которые широко распространились по Земле и стали весьма многочисленными, практически доминировавшими в Юрский период. Большая часть птицетазовых была представлена мелкими заврами, но встречались и исключения — такие как огромный трицератопс.

«По всей вероятности, все динозавры произошли от хищных предков. Гетеродонтозавры были среди первых, приспособившихся к поеданию зелени. Они могут являться звеном между хищниками и их более развитыми потомками-вегетарианцами», — считает Порро.

Взрослые гетеродонтозавры были размером с индейку и весили около 2,5 кг. Вес найденного «подростка» вряд ли превышал 200 г; завр был «не больше, чем пачка сливочного масла», подвели итог в Science Daily.

Находка Порро уникальна еще и потому, что позволяет ученым сравнить взрослого и юного гетеродонтозавра. По словам палеонтолога, у малышей были больше глаза и короче нос. «То же самое встречается у современных котят и щенят. Я думаю, это очаровательно», — отметила Порро.