Новые находки яиц динозавров. Окаменевшие яйца. Динозавры. Динозавры хищные. Яйца динозавров. Гоби.

Новые находки яиц динозавров

Перейти в оглавление раздела:Размножение динозавров

Яйца динозавров

Ученым пришлось заняться кропотливой работой по аккуратному вскрытию одного (не забывайте – полностью окаменевшего!) яйца за другим. Патагонское местонахождение было открыто в 1997 г., но только через довольно продолжительное время палеонтологов ждала первая удача – в одном из яиц были обнаружены крохотные зубки, по форме напоминающие долото. Такие зубы были свойственны ящерам из группы титанозавров, к которым относился и самый крупный из ныне известных динозавров – аргентинозавр, длина тела которого достигала 35 м!

Методичное вскрытие яиц было продолжено, и в конце концов ученые были вознаграждены: сразу в шести яйцах нашли целые черепа зародышей, изучение которых подтвердило первое предположение – яйца принадлежали титанозаврам. Тот факт, что они были найдены в огромном количестве на небольшой площади, позволяет предположить, что эти удивительные гиганты вели колониальный образ жизни, а в их группах, возможно, поддерживалась определенная социальная организация.

Самые крупные яйца

откладывал титанозавр. Hypselosaurus priscus, 12-метровый титанозавр, живший около 73-65 млн. лет (по некоторым данным - 80 млн. лет) назад. Осколки яйца этого динозавра были найдены в октябре 1961 г. в долине реки Дюранс, Франция. Можно предположить, что в целом его размеры составляли 30 см в длину и 25,5 см в диаметре (емкость - 3,3 л). Сам титанозавр весил около 10 тонн.

Самое большое яйцо, когда-либо отложенное живым существом принадлежит вымершему Аепиорнису Мадагаскарскому. Яйцо имело длину 24 см и объем 11 литров.

Динозавры были заботливыми родителями. Необычные ископаемые останки были выкопаны в Китае в слоях пород мелового периода. Это скелет одного взрослого динозавра вида Psittacosaurus, окружённый склетами 34 "малышей". Psittacosaurus - небольшой растительноядный динозавр, который достигал размера собаки. Положение скелетов предполагает, что всех их застигла внезапная смерть - может быть обрушение норы, может - их накрыло извержение вулкана. Число и плотность расположения детских останков, близ взрослого - еще один факт в копилку доказательств распространенности родительской заботы среди динозавров.

11 июня 2003 г. На северо-западе Саудовской Аравии в районе города Табук местные жители случайно обнаружили окаменелое яйцо, которое по размеру в два раза превышает голову человека, и отнесли его в местный университет. Специалисты определили, что это яйцо динозавра, его возраст составляет более 60 миллионов лет. Это уже не первая находка времен юрского периода на территории Саудовской Аравии.

6 февраля 2004 г. В китайской провинции Гуаньдун учёными обнаружены несколько чудом сохранившихся яиц динозавров.

Сенсационность открытия состоит в том, что яйца найдены в пластах почвы, относящихся к кайнозойской эре, когда согласно современным научным представлениям, динозавры на Земле уже не существовали. Новые находки позволяют предположить, что динозавры существовали и в кайнозойскую эпоху и окончательно вымерли лишь около 62 миллионов лет назад.

Считается, что к вымиранию динозавров привело падение на Землю гигантского метеорита, образовавшего кратер Чиксулуб (Chicxulub) в Мексике. Это произошло около 65 миллионов лет назад. Теперь можно предполагать, что после падения метеорита динозавры жили ещё по крайней мере в течение трёх миллионов лет. Вместе с тем, многие ученые сомневаются в данной гипотезе. Как правило, принадлежность отдельного слоя почвы к тому или иному периоду определяется по глубине залегания слоя, однако в некоторых местах слои могли откладываться неравномерно. В сухую погоду в земле, в том числе в провинции Гуандун, могут образовываться глубокие трещины, которые затем заполняются грязью. Таким образом, слои могут перемешиваться, в силу чего остатки древних яиц попали в более современный слой.

Как выглядели яйца динозавров?

Динозавры откладывали яйца. Учитывая то, что они были пресмыкающимися, это предполагали еще до того, как их яйца были обнаружены. Ясно было и то, что по величине они не могли быть больше отверстия в тазу самок, через которое должны были проходить. Но какими именно были эти яйца, ученые смогли узнать лишь на основании первых находок.

Впервые окаменевшие остатки яиц динозавров были найдены еще в прошлом столетии на юге Франции, но по ним нельзя было определить не их размеров, ни принадлежности. Первые кладки яиц были обнаружены в 1923 г. в пустыне Гоби. Причем это были яйца не одного, а разных видов динозавров.

Но и на юге Франции, где они были обнаружены впервые, дальнейшие раскопки тоже оказались весьма плодотворными. Здесь было найдено несколько сотен яиц, погребенных во время наводнения под слоем песка и ила примерно 70 миллионов лет назад. Среди них удалось выявить десять различных типов яиц.

Самые крупные были круглой формы, длиной 24 см. и емкостью от трех до трех с половиной литров. В одном частично сохранившемся гнезде, шириной один метр и глубиной 0,70 метра, находилось 12 таких яиц. Возможно, они принадлежали гигантскому динозавру гипселозавру.