История развития фауны в Протерозое. История возникновения фауны. АРХЕЙСКАЯ ЭРА, геологическая история Земли, палеонтология, геологические эры, палеозойская эра, полеозойская эра, кайнозойская эра, архейская эра. Затерянный мир. Динозавры, развитие Земли.

История развития фауны в Протерозое

История развития фауны в Протерозое

Читать дополнительно: Жизнь в протерозойской эре;Архей - протерозой

Само собою разумеется, что фауна протерозоя была гораздо богаче и разнообразнее, чем может показаться из приведенного перечня форм. На основании того, что в отложениях этого времени мы находим остатки даже высоко развитых беспозвоночных (например членистоногих и иглокожих), мы можем сделать вывод, что в протерозое животный мир уже проделал бесконечно длинный путь развития и что сегодня мы имеем возможность видеть только незначительную часть последнего акта этого развития. О разнообразии и богатстве фауны протерозоя свидетельствует также и то обстоятельство, что уже в самом начале следующей геологической эры — палеозойской, — а именно в морях кембрия мы встречаемся со всеми ранее указанными типами животного царства в таком разнообразии, что мы вынуждены предположить его длительное развитие в предшествующее время.

Вопрос о том, почему мы так мало знаем о животном мире протерозоя, поднимался неоднократно. Изменения, которые могли бы претерпеть горные породы, не столь значительны, как это предполагали раньше. Кларк видит главную причину бедности сохранившихся органических остатков в том, что у большинства протерозойских организмов отсутствовали твердые защитные покровы (раковины, панцири), а также опорные костные скелеты. Наоборот, Седергольм утверждает, что воды протерозойских морей содержали большое количество углекислого газа, вследствие чего после смерти организмов растворение содержащих известь раковин, панцирей и скелетов шло гораздо быстрее, чем в более поздние времена и чем оно происходит сейчас.

Однако ни первое, ни второе объяснения причины бедности протерозойских отложений окаменелостями нас полностью не удовлетворяет; этот вопрос до настоящего времени полностью еще не решен.

Живые существа протерозоя интересны не только своей исключительной древностью, но также и тем, что среди них мы находим такие типы, которые не имеют ни малейшего сходства с современными животными. К ним относится, например, упомянутая австралийская PROTADELAIDEA, которую Тильярд отнес к самостоятельной группе примитивных членистоногих (ARTHROCEPHALA). Для нее характерны неслившиеся головные сегменты и общая организация тела согласно числу четыре — то, чего мы не находим у более высоко организованных групп членистоногих. Другим, также очень своеобразным животным является XENUSION, найденный в плейстоценовых отложениях близ Гейлигенграбе в Германии; кремневый валун, в котором было обнаружено это загадочное существо, вероятно протерозойского возраста. Помпецкий, обстоятельно изучивший эту находку, сравнивал ее с трилобитами, кольчатыми червями, многоножками и другими и не решился отнести ее к какой-нибудь из этих групп животных. Нахождение таких удивительных древних примитивных типов, подобных каким мы уже не находим среди животных более поздних времен, или же так называемых коллективных типов (т. е. типов, у которых одновременно присутствуют признаки двух или большего числа групп), нас не должно особенно удивлять. Мы не должны забывать, что они относятся к тому времени, когда развитие беспозвоночных быстро шло во всех направлениях, создавая предпосылки для возникновения самых различных групп животных, из которых выжили лишь те, которые своим строением и приспособленностью оказались пригодными к дальнейшему развитию. Такие коллективные типы свойственны не одной только протерозойской фауне; они появлялись и позже, притом всегда тогда, когда в какой-нибудь группе животных происходило внезапное и быстрое развитие во многих направлениях..

Фауна протерозоя является наиболее древней известной фауной на Земле, однако она не является самой древней фауной в эволюционном отношении. Эти разнообразные организмы представляют результат бесконечно долгой эволюции из древнейших типов организмов, начиная с конца архея.

Развитие фауны на протяжении протерозоя не протекало спокойно, без нарушений. Уже и в это древнейшее время имело место временное ухудшение жизненных условий, вызванное внезапным изменением климата. В те времена на всей Земле сильно понизилась средняя годовая температура, так что Земля претерпела в то время впервые нечто вроде ледникового периода. По мнению многих палеонтологов, это изменение климата имело огромное влияние на развитие жизни в протерозое. Все сильно специализированные типы, существовавшие в то время, не могли в сравнительно короткое время приспособиться к новым условиям жизни и поэтому быстро вымерли. Сохранились только мало специализированные типы, еще достаточно пластичные для того, чтобы быстро реагировать и приспособиться к ухудшению жизненных условий и тем самым сохраниться для дальнейшего развития. В то время впервые на «дереве жизни» засохли многие эволюционные ветки и веточки. Однако сохранившиеся ветви продолжали свой рост и развитие и послужили основою для всех остальных стволов животных, которые успешно развивались в более поздние времена и многие из которых существуют и сейчас в виде отдаленных и измененных потомков своих древних предков.

Читать дальше: История развития фауны: Кембрий