История развития фауны Каменноугольный период, История развития фауны в Каменноугольном периоде, геологическая история Земли, палеонтология, геологические эры, палеозойская эра, полеозойская эра, кайнозойская эра, архейская эра. Затерянный мир. Динозавры, развитие Земли.

История развития: Каменноугольный период

Читать дополнительно: Жизнь в палеозойской эре: Каменноугольный период

ЦАРСТВО ЗЕМНОВОДНЫХ

После девонского периода, в каменноугольном развитие животного мира пошло в очень интересном направлении. В морях оно было не столь заметно, хотя и там в этот период жизнь была очень разнообразна. Многие группы вымерли, другие находились в подъеме своего развития. Чрезвычайно обильны были в каменноугольных морях простейшие, например фузулины из отряда фораминифер, раковинки которых, похожие на хлебные зерна, образовали мощные слои известняков. Часты были древние кораллы, морские лилии, плеченогие, пластинчатожаберные, брюхоногие и головоногие моллюски. В то же время трилобиты находились уже в упадке.

Наоборот, на суше, до той поры слабо населенной, в каменноугольном периоде животный мир претерпевал полное и разностороннее развитие. Теплый и влажный климат, огромные леса и обильные воды создавали благоприятнейшие жизненные условия. В воде развились различные рыбы, на суше же появились первые наземные брюхоногие моллюски и первые крылатые насекомые, достигавшие иногда удивительно больших размеров (как, например, древняя стрекоза меганевра с размахом крыльев равным 75 см, напоминавшая маленький самолет). Эти насекомые были очень широко распространены в лесах карбона, и из них произошли все другие крылатые насекомые более современного типа. Наблюдается также подъем в развитии пауков, тысяченожек и скорпионов. Наивысшего развития и максимального расцвета достигли панцирноголовые. Они обладали различной величиной и различной формой тела; одни напоминали ящериц (например, UROCORDYLUS и DISCOSAURISCUS) или саламандр (например, «BRANCHIOSAURUS»), другие — змей (например, DOLICHOSOMA) или крокодилов (ARCHEOGOSAURUS). Их тело было покрыто панцирем, состоящим из чешуи или костных пластинок. Эти древние земноводные владели в то время Землей и придавали ей очень своеобразный вид.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПЕРВЫХ ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ

Леса, сходные с лесами карбона, произрастали также в пермском периоде. Однако, как нам уже известно, в перми произошли определенные климатические изменения. Влажный и теплый климат карбона, который был исключительно благоприятен для жизни растений, земноводных — панцирноголовых — и вообще для всего живого того времени, начал в конце карбона, и, в особенности, в начале перми сменяться более сухим.

Безграничные леса сократились в размерах, а песчаные степи и пустыни начали занимать все большие и большие площади и, наконец, полностью преобразили как ландшафты Европы, так и ландшафты других частей света. Эти коренные изменения жизненных условий не могли не отразиться сильно на развитии животных, в первую очередь позвоночных.

Панцирноголовым пришлось укрыться в оставшихся болотах, которые в виде небольших или более крупных зеленых оазисов нарушали однообразный ландшафт пустынь. Некоторые из этих животных, которые еще не были чересчур односторонне специализированы, благодаря чему были способны реагировать на изменения жизненных условий, начали приспосабливаться к новым условиям, т. е. к жизни в более сухих местах. Их нежные чешуйки исчезли, а вместо них появился роговой покров из твердых щитков, способный прекрасно защищать тело от потери воды. Свои яйца эти животные уже не откладывали в воду, а зарывали в скопления гниющих растений или просто в песок, а вода, в которой до того времени происходило развитие зародыша, была заменена жидкостью, заключенной в полости амниона зародыша. Эта особенность свойственна до настоящего времени пресмыкающимся, птицам и млекопитающим, т. е. всем высшим позвоночным группам амниот. Все эти, а также и другие изменения, вызванные изменением жизнененных условий, явились причиной возникновения древнейших примитивных пресмыкающихся из некоторых панцирноголовых земноводных. Таким образом, мы опять видим в развитии животного мира большой скачок вперед: из более низко организованного земноводного возникло более высоко организованное пресмыкающееся. Хотя древнейшие пресмыкающиеся появились уже в конце карбона, основное время их расцвета относится к перми, где мы можем различить несколько обособленных эволюционных ветвей этих животных. Некоторые из этих древних пресмыкающихся развились в крупных неповоротливых животных с очень мощными конечностями (как, например, PAREIASAURUS и MOSCHOPS), другие — в быстрых поворотливых, подобно ящерицам (например, ARAOSCELIS). Важными центрами возникновения и развития этих пресмыкающихся были некоторые области южной Африки, Южной Америки и России.

Читать дальше: История развития фауны на границе палеозоя и мезозоя