Зимняя спячка медведей, Спячка сурков, Сон у животных. Поведение животных

Читать: О зимней спячке
Спячка животных

Удивительные особенности спячки медведей

Читать: Чёрный (американский) медведь, барибал

У барибалов или чёрных американских медведей (Ursus americanus) зоологи изучили и описали удивительные особенности спячки. А спячка у медведей барибалов длится около 5-7 месяцев в году. Наблюдая за четырьмя североамериканскими медведями, которые залегли в спячку на территории Аляски, американские исследователи заметили, что барибалы в это время не едят и не пьют, но при этом по весне выходят из нор в практически нормальном состоянии.

Учёные были поражены изменениями обменных процессов, которые происходили в теле животных. У медведей, укладывающихся в норе на длительный зимний сон, очень замедляются химические процессы, благодаря которым все съестное в их организме преобразуется в энергию. Исследователи из университета Аляски (UAF), сравнивая аналогичные процессы с другими животными, вполне логично ожидали снижение метаболизма на 50%, при падении температуры тела на 10 °C.

Однако у барибалов для снижения интенсивности метаболизм до 25% от нормы, достаточно охладиться всего на 5-6 градусов, т.е. с 36 °C примерно до 30 °C. Кроме того, дополнительно выяснилось, что в это же время частота сердцебиений у чёрных американских медведей падала в среднем с 55 ударов в минуту всего до 9.

Иногда, между отдельными ударами сердца проходило до 20 секунд, когда барибалы переставали дышать. И если для животного в спячке такой отрезок времени это более-менее нормально, то для человека просто немыслимый. У животных в спячке замедление всех метаболических процессов приводит к снижению активности сердца, так как исчезает необходимость столь часто подводить обагащенную кислородом кровь к клеткам и тканям организма.

Ученые пока не могут полностью объяснить, как барибалам удаётся так изменять метаболизм в своем организме. В частности, было установлено, что метаболизм с падением температуры тела напрямую не связан, так как после пробуждения температура тела чёрных американских медведей быстро нормализуется, в то время как уровень метаболизма остаётся низким на протяжении трёх недель, как и во время сна.