Гибель человечества на Земле. Экологические кризисы, Экология, основные понятия, история экологии, окружающая среда, факторы

Глобальное потепление ускоренно убивает множество видов

Перейти в оглавление раздела: ГЛОБАЛЬНОЕ ПОТЕПЛЕНИЕ

Один из ведущих британских специалистов по проблемам окружающей среды, учёный и дипломат сэр Криспин Тикелл (Crispin Tickell), утверждает, что существование человечества находится под угрозой. Из-за глобальных изменений климата, по его мнению, через 200 лет на Земле может остаться 2,3 миллиарда человек.

Сэра Тикелла, бывшего постоянного представителя Великобритании в ООН, считают человеком, который убедил Маргарет Тэтчер в том, что глобальное потепление — реальная проблема.

Его последние прогнозы очень мрачные. Тикелл говорит, что наше выживание "не гарантируется", и что присутствие людей на Земле может быть "не больше, чем грязным эпизодом в истории планеты".

Повышающиеся уровни моря и температуры сделают некоторые участки планеты непригодными для жизни, что, наряду с социальными факторами, серьёзно ударит по рождаемости. Прогресс в генетике, по словам Тикелла, может привести к созданию различных подразновидностей людей, наподобие персонажей из кошмарных сказок.

"Воздействие человека на Землю особенно усилилось за последние 250 лет. В результате этих трансформаций окружающая среда стала нежизнеспособной. Главные факторы — увеличение народонаселения, деградация земли, потребление ресурсов, загрязнение воды и воздуха, изменения климата, уничтожение других разновидностей, — объясняет Тиккел.

— Решения большинства проблем, которые мы сами создали, включая пропасть между богатыми и бедными — известны. Но мало кто хочет этим заниматься. Чтобы это произошло, мы должны заново продумать нашу систему ценностей".

С выводами Тиккела согласен британский эколог Джеймс Лавлок (James Lovelock), автор теории Гайя (Gaia), по которой наша планета, стремясь к самосохранению, может уничтожить человечество.

В Шотландии, на курорте Авимор, открылась встреча министров по охране природы стран ЕС. Началась она с доклада, подготовленного учёными по просьбе британского министерства окружающей среды (Defra). Краткий вывод — многих животных и птиц мы не досчитаемся очень и очень скоро.

Глобальные перемены в климате планеты негативно отражаются на множестве разновидностей. Британские учёные попробовали обобщить данные о таком влиянии.

Ряд видов перемещает свои ареалы на север. Так? белую цаплю, большеголовую черепаху, красную кефаль можно увидеть уже около самой Великобритании, в то время как раньше они жили гораздо южнее. Некоторые птицы сменили место зимовки, с западного побережья Британии на восточное, а иные — остаются на островах, в то время как раньше — улетали на юг.

Но в то время как много видов могут приспособиться к новому климату, перемещая ареал ближе к полюсам, это не доступно для других животных, например — белых медведей и тюленей, среда обитания которых просто исчезает с таянием арктического льда.

Даже тонкие изменения в морской температуре могут иметь драматические последствия для морских видов. Сокращается численность планктона — основы пищевой пирамиды. Это уже отразилось на сильном снижении числа некоторых шотландских морских птиц, поскольку рыба, от которой они зависят, была также лишена пищи.

Очевидно, аналогичные примеры можно найти в других уголках планеты. Вот только некоторые причины для тревоги.

Повышение уровня моря разрушает некоторые берега, где откладывают яйца черепахи. К тому же — рост температуры воды может привести некоторые виды черепах к исчезновению, так как их пол зависит от неё. Все новые черепашки будут самками.

Расширение Сахары угрожает дальним мигрирующим птицам, типа ласточек, которым негде будет "заправиться" пищей в ходе "рейса". Другие мигрирующие птицы страдают от высыхания заболоченных мест.

Предыдущее глобальное потепление убило почти всех животных планеты, а ведь и нынешнее ещё может существенно усилиться, хотя бы за счёт "бомбы" в Сибири.

Руководители природоохранных ведомств ЕС намерены обсудить меры по сохранению видов. Это должна быть новая стратегия, так как простое создание заповедников, в случае с глобальными климатическими изменениями, ничего не даст. Может быть, нам всё же придётся подумать о кольце.