Приспособление цветков к различным животным опылителям. Опыление цветов летучими мышами. Опыление растений.ОРХИДЕИ И ИХ ОПЫЛИТЕЛИ. Пчелы-опылители. Поведение животных

Приспособление цветков к различным агентам опыления

Перейти в оглавление раздела:Основы поведения животных
*Опыление цветков
*Опыление растений (орхидеи)

Приспособление цветков к различным агентам опыления

Первые семенные растения (различные группы голосеменных) – опылялись пассивно. Их пыльца разносилась ветром и лишь случайно оказывалась около семезачатков. Находясь на листьях или внутри шишек, те выделяли из своего микропиле капли клейкого сока, которые служили для улавливания пыльцевых зерен и втягивания их в микропиле, как у современных голосеменных. ФотоНасекомым (вероятно, это были жуки), питавшимся соком и смолой на листьях и стеблях, попадались пыльцевые зерна и клейкие капли, выделенные семязачатками.

Пыльца для насекомых, прежде всего, - питательный, высококалорийный продукт, в изобилии содержащий белки, углеводы, витамины, жиры и в какой-то мере сравнимый с черной и красной икрой. Регулярно используя эти новые источники пищи, насекомые в результате своих посещений стали переносить пыльцу с одного растения на другое. Такой способ опыления, очевидно, сразу же оказался более эффективным, чем пассивный, т.е. с помощью ветра. Чем привлекательнее были для жуков растения, тем чаще они посещались и больше могли образовать семян. Любое изменение внешнего облика, способствовавшее повышению частоты или эффективности таких посещений, немедленно создавало преимущества. Этому способствовало несколько важных эволюционных изменений.

Например, наибольшее преимущество получили растения с цветками, представлявшими особо ценный источник пищи для опылителей. В дополнении к пыльце, клейкой жидкости вокруг семязачатков и съедобных частей самого цветка в нем образовались нектарники, секретирующие нектар – питательную, сахаристую жидкость, служащую источником энергии для насекомых и других животных. Нектарники могут располагаться в самых разных частях цветка. Обычно нектарники расположены так, что при каждой попытке добыть сладкий сок насекомые вынуждены платить растению своеобразную дань: уносить или, наоборот, приносить на своем тельце пыльцу и производить опыление. Интересно, что качество и количество нектара заметно изменяется в разные периоды цветения. Многие цветки вырабатывают нектар только в определенное время суток. Поэтому пчелы, например, в разные часы посещают цветки разных растений.

Привлечение к цветкам насекомых создавало дополнительную проблему: необходимость защиты семязачатков от поедания. Возникновение замкнутого плодолистика, вероятно, было одним из путей ее решения. Дальнейшие изменения в строении цветка могли явиться одним из средств защиты семязачатков.

Другим важнейшим шагом было появление обоеполого цветка. Присутствие в нем плодолистиков и тычинок делало более эффективным каждое посещение опылителя, который теперь мог одновременно и забирать пыльцу данного растения, и оставлять на нем чужую. Нектар, как и пыльца,- необходимое, но не вполне достаточное средство для привлечения опылителей, ведь он не заметен. И потому нужен своеобразный сигнал о его наличии: ярко окрашенный или с достаточно сильным запахом цветок. Поскольку цветки, как правило, располагаются на общем зеленом фоне, окраска их резко контрастирует с зеленым цветом. В центральных и северных областях нашей страны чаще всего можно найти белые и желтые цветы, чуть реже – красные, еще реже – синие и фиолетовые.

Трудно сказать, почему одни цветки совсем или почти совсем не пахнут и заметны для насекомых лишь благодаря яркой окраске, другие, напротив, скромны по цвету, но испускают улавливаемый издали даже человеком аромат; третьи сочетают яркость цветка с сильным ароматом. По-видимому, каждый из двух привлекающих механизмов возник в процессе эволюции самостоятельно и лишь впоследствии в цветках в различных комбинациях сочетались и окраска и запах.

Читать дальше: Насекомые опылители..