Убежища: бобра, выдры, белки, бурундука. Интеллектуальные способности у животных. Поведение животных

Убежища животных

Перейти в оглавление раздела:Поведение и окружающая среда

Читать дополнительно: * Убежища животных ч. 1

* Строительная деятельность животных

Бобр ведет полуводный образ жизни Его сооружения разно образны Строит он хатки, в которых живет Они представляют собой похожие на копну сооружения из кусков стволов и сучьев, растительной ветоши, земли и ила Внутри хатки имеется один или два хода Камера может состоять из нескольких этажей (если уровень воды сильно изменяется) Хатка строится обычно близ уреза воды на берегу или в воде, она отличается высокой прочностью, температура в ее камере колеблется в значительно меньших границах, чем снаружи Помимо хаток, бобры при наличии высоких берегов роют норы, открывающиеся под водой на глубине около 50 см Ходы разветвляются, образуют отнорки, а также камеры диаметром до метра и высотой до полуметра В зависимости от строения берега жилищем бобра могут быть только хатки (при низких берегах), только норы или норы и хатки одновременно (при высоких берегах) Бобры делают также запасные норы, в которых они спасаются в случае опасности Если при большом подъеме воды норы и хатки затапливаются, бобры используют как временные убежища плавающие островки, раз вилки деревьев, плавающие деревья, поваленные ветром или течением, и т. д.

При низких берегах бобры иногда выкапывают каналы, по которым сплавляют стволы деревьев, а также отрезки их стволов, сваленных в отдалении от водоема Каналы имеют 40—50 см ширины и до 1 м глубины, длина их достигает нескольких сот метров

В пересыхающих или мелких водоемах ниже по течению от жилищ и запасов пищи (отрезки стволов и сучьев) бобры строят плотины. Материалом для возведения плотин служат отрезки стволов и сучьев деревьев, земля и ир. Длина плотин может достигать нескольких десятков и даже нескольких сот метров.

Выхухоль делает нору, вход в которую располагается на 10—40 см ниже уровня воды Далее нора поднимается наклонно вверх (выше летнего уровня воды на 20—30 см) В конце норы имеется гнездовая камера В зимних норах камера лежит на глубине 50 см и более под поверхностью земли В крутом берегу норы имеют 1,5—2 м длины, в пологом они значительно длиннее и достигают иногда 20 м. В низких берегах нора выхухоля имеет много переплетающихся ходов, несколько гнездовых камер и несколько входов

Европейская норка, жизнь которой связана с пресными водоемами, строит норы, где укрывается от непогоды и врагов, отдыхает и выводит потомство Нора имеет простое строение, ее единственный выход часто расположен под водой Нередко она занимает нору водяной крысы, предварительно расширив ее Может использовать также нору ондатры, поселяться в дуплах упавших деревьев или в комлевых дуплах, среди бурелома, под кучей хвороста Гнездо удалено от воды на расстояние 10 м В норе или близ нее имеются «уборные» Помимо нор, зверек пользуется временными естественными убежищами, которые могут быть под нависшим берегом, в норе бобра, под дорожным мостом, стогом сена и т п

Выдра может рыть норы с одним входом, располагающимся ниже уровня воды Использует норы барсуков и лисиц, если они находятся близ водоема Эти выводковые норы после воспитания потомства служат выдре как временные, помимо других уже имеющихся убежищ Гнезда для молодняка строятся также под навесами крутых речных берегов, под корнями поваленных деревьев, в пустотах между камнями и др . Жилище выдра выстилает сухой травой и листьями В теплое время года подстилки нет

Белка строит гнездо, или гайно . Оно представляет собой шарообразное сооружение диаметром 25—50 см, с одним двумя входами, ведущими в шарообразную же полость диаметром 20—30 см. Вход имеет в поперечнике 5—8 см. Гайно сооружается чаще всего у ствола ели, пихты, реже другого дерева. Его стенки состоят из тонких веток, древесной коры, зеленого мха или бородатого лишайника. Внутренняя часть гнезда выстлана особенно мягким и теплым материалом, в который входят стебли злаков и ягодных кустарников, древесный луб, перья птиц, шерсть разных зверей У зимующей белки внутри гнезда держится значительно более высокая температура, чем снаружи.

Иногда белка устраивает гнездо в подходящих для этого дуплах, в частности выдолбленных дятлом, в сорочьих гнездах или в гнездах других птиц. Летнее гайно меньше зимнего, не столь тщательно утепляется Гнездо белки расположено на высоте 3—20 м, редко выше. Обычно белка имеет несколько гнезд. Случается зимой гнездо занимает не одна белка, а несколько. Иногда в нем находит убежище лесная куница, причем она может съесть хозяйку, если застанет ее в гнезде.

Енот-полоскун, акклиматизированный в некоторых районах Советского Союза, устраивает убежища в дуплах старых деревьев.

Бурундуки для зимней спячки оборудуют гнездо, которое находится чаще всего в норе. Она состоит из недлинного хода, в конце которого — гнездовая камера Иногда есть отнорок, используемый как «уборная». Этот отнорок слепой. В гнездовой камере под выстилкой бурундук складывает запасы корма Иногда зимовочная нора располагается в дупле стоящего дерева, чаще поваленного....