Как вырастают сироты ?Северный олень.Баскин: От одиночества к стаду: Rangifer tarandus Linnaeus = Северный олень. северный олень

Леонид М. Баскин: "От одиночества к стаду"

Перейти в оглавление книги Л.М. Баскина: " От одиночества к стаду "

Как вырастают сироты?

С какого возраста может выжить стадное животное, оставшись без родителей? Помогает ли ему в этом случае присутствие многочисленных старших товарищей? В отношении северных оленей известно, что сирота остается живым, лишь достигнув двух трехмесячного возраста. До этого времени присутствие других оленей не может ему помочь по той простой причине, что он как будто не замечает их, у него отсутствует стадный рефлекс. Олененок, как уже говорилось, целиком связан с матерью и остается возле погибшей оленухи пока не погибнет сам.

Стадный рефлекс появляется постепенно. Внешний облик одного или группы животных своего вида запоминается как положительный фактор среды. Он становится возбудителем стадного рефлекса у молодого животного. Стадный рефлекс образуется и существует на основе врожденного оборонительного рефлекса. Именно ощущение большей безопасности среди подобных себе подкрепляет до этого безразличный раздражитель — стадо, превращая его в условно-рефлекторный. Стадный рефлекс вырабатывается у всех животных данного вида и закрепляется на всю жизнь. К. М. Быков и А. Д. Слоним предложили называть подобные рефлексы натуральными условными, подчеркивая словом «натуральные» их близость к биологическим видовым особенностям животных. Эти рефлексы характерны для данного животного так же, как строение его зубов или окраска. Ломимо стадных, к ним относятся многие пищевые, ориентировочные, терморегуляционые и другие.

Отмечено, что натуральные условные рефлексы образуются в определенный период жизни животного (его часто называют «критическим периодом»). В первые часы жизни малыши учатся узнавать голос и облик матери, запоминают позу сосания молока. Когда исследователи кормили из бутылочки зверей, отнятых у матерей сразу после рождения, те начинали относиться к ним как к родителям: повсюду ходили за ними, а проголодавшись, просили есть. Уже будучи взрослыми, такие звери не пугаются как остальные, когда человек приходит в стадо, а подбегают к нему.

В течение первых недель вырабатываются рефлексы общения с животными своего вида (социальные). У щенков это происходит во вторую и третью недели после прозрения. М. В. Фоке выкармливал щенков под кошкой. Развитость социальных рефлексов он определял по реакции щенков на свое изображение в зеркале, на щенков меньшего размера, на котят и т. п.

В первую неделю щенки не реагировали на зеркало, но потом, в течение следующих двух недель энергичнее двигались, визжали, царапались, увидев себя в зеркале. Маленьких собак они пугались, жались от них к стенке, к кошке. Очевидно, что «кошачье» воспитание исказило их социальные рефлексы, сделало их «кошачьими» собаками. Подобные сдвиги наблюдаются также при воспитании щенков в одиночестве, когда они не играют с другими щенками.

Пока еще не вполне ясно, почему у животных с измененными социальными рефлексами оказываются нарушенными также и половые. Давно отмечено проявление полового инстинкта у щенков по отношению к человеку. Точно так же овца, выкормленная людьми из бутылочки, зачастую не подпускает к себе барана, но проявляет половое возбуждение по отношению к людям.

Супруги Харлоу вырастили без матерей 55 обезьян. Когда они стали половозрелыми, лишь одна обезьяна проявила интерес к половому партнеру. Среди 90 других обезьян, выращенных с помощью манекена, только 4 стали родителями, но и они очень плохо относились к своим детенышам. Некоторые из них все время проводили, сидя на одном месте, в полном безразличии к окружающим. Другие принимали странные позы или неестественно извивались. Отсутствие материнской заботы отложило на них отпечаток на всю жизнь.

Представления об облике своего потомства возникают у животных при первом размножении. Г. Ноубл подтвердил это в очень простом эксперименте на цихлидовых рыбках. Они едят молодь других видов рыб, и понятно, что должны существовать механизмы, препятствующие преданию собственной молоди. Г. Ноубл замещал яйца подопытных пар, которые размножались первый раз в жизни яйцами других видов. Рыбки приняли вылупившихся мальков за своих и вырастили их. Если они встречали мальков своего вида, они поедали их. Выяснилось, что эти рыбки были «испорчены» на всю жизнь. Если им позволяли вывести свое собственное потомство, они пожирали его, приучившись считать «своим» другой тип молоди.

В определенный период жизни животные научаются отличать съедобную пищу от негодной. Зачастую это происходит при наблюдении за тем, как кормится мать. Приобретенные навыки сохраняются на всю жизнь и изменяются с большим трудом. В 60-х годах около 5 тысяч северных оленей были перегнаны из тундр Северной Камчатки на юг в таежную зону. Почти все эти олени погибли. По словам пастухов, они умели добывать корм лишь из-под снега, но не догадывались питаться висящими на деревьях лишайниками — одним из основных кормов в таежной зоне.

Не менее интересен тот факт, что хищники не представляют себе, как должна выглядеть их добыча и как можно ее съесть. Очень познавателен в этом отношении снятый по одноименной книге Джой Аламсон фильм «Рожденная свободной». Львы рождаются с врожденным рефлексом — догонять добычу, но без навыка ее умерщвления. В фильме львица, догнав свинью-бородавочника, начинает играть с ней. Аналогичные факты установлены при наблюдении над волками Д. П. Скоттом — известным американским исследователем поведения животных. В опытах Го Цзин-ян кошки не могли самостоятельно научиться убивать крыс, но это легко происходило, если они видели, как это делает мать (по Дембовскому, 1959). Нетрудно понять, почему многие хищники дают возможность своим детенышам поиграть с полузадушенной добычей.

Представления о натуральных условных рефлексах связаны с развитием идеи о неоднородности естественных раздражителей как стимулов поведения животных. В опытах Д. А. Бирюкова утки, до этого с большим трудом запоминавшие сигналы типа звонка, после двух-трех повторов вырабатывали условный рефлекс на хлопок по воде, очевидно, напоминавший им хлопанье крыльев взлетающей с воды утки. Д. А. Бирюков предложил называть такие сигналы адекватными раздражителями, подчеркивая тем самым соответствие этих сигналов всему настрою нервной системы данного животного. Адекватные раздражители определяют большую поведения животных в природе. Строение тела животных и особенности их органов чувств эволюционно приспособлены к восприятию и реагированию на такие сигналы.

Животное с достаточным набором натуральных условных рефлексов уже подготовлено для того, чтобы выжить. Однако на этом его обучение отнюдь не заканчивается. Необходим еще целый ряд условных рефлексов, детализирующих знакомство животного со средой.

Необходимо выделить группу условных рефлексов, вырабатывающихся у всех животных, входящих в данное стадо, и рефлексы более случайные, без которых животное зачастую может прожить. Например, все звери запоминают характерные для данной местности способы добычи корма, сезонные кормовые угодья, пути миграций, способы спасения от хищников. Можно привести такие примеры: навык многих копытных восполнять недостаток солей в организме морской водой или из минеральных источников и месторождений солоноватых глин; сезонные перекочевки рыб из мест нажировки к местам нереста; восприятие многими животными криков птиц как сигнала приближения хищника; уход копытных при Нападении хищников на неприступные для них скалы. Значительная часть подобных навыков приобретается в результате подражания родителям или старшим товарищам. Предложенное академиком Л. А. Орбели название для такого типа выработки условного рефлекса — актер и зритель — дает прекрасное представление о ходе подобного обучения. Мать, соседи по стаду передают молодому животному навыки, приобретенные в борьбе за существование и унаследованные от родителей. М. Е. Лобашев предложил называть подобную передачу опыта от взрослых к молодым животным «сигнальной наследственностью». Другие исследователи предпочитают использовать слово «традиция».

Нетрудно заметить, что именно у общественных животных подобное наследование опыта происходит более легко. Наглядным примером могут служить морские выдры — каланы. В последние десятилетия эти животные стали довольно многочисленны у берегов Калифорнии, Алеутских и Командорских островов, что позволило зоологам хорошо изучить их повадки. Каланы освоили прибрежное мелководье Тихого океана, особенно они приспособились к зарослям морских водорослей. Чтобы выжить в этих условиях, каланам пришлось выработать целый ряд навыков, которые, вероятно, нелегко усвоить молодым животным. Они отдыхают, лежа в воде на спине, завернувшись в водоросли, чтобы их не унесло отливом. Питаются каланы морскими ежами, твердый панцирь которых разбивают камнем у себя на груди. Интересно, что особенно удобный для этой цели камень они во время еды не бросают, а прячут под мышкой. Стадо каланов очень привязано к «своей» полосе берега длиной в 5 миль. Соседние участки побережья они осваивают очень неохотно, и это служит причиной медленного увеличения численности этих денных животных.

Быть может, прав профессор В. К. Винн-Эдвардс (Англия), предполагающий, что именно нарушение традиции служит причиной медленного восстановления численности животных, вымерших в результате массовых заболеваний. В Качестве примера он приводит кролика, вымершего в 50-х годах в Англии на 99% и до сих пор малочисленного в этой стране. Подобные трудности восстановления численности отмечены у многих животных, сильно истребленных человеком, Их не удается сохранить даже с помощью усиленной охраны и подкормки. Между тем в зоопарках они долго живут. По мнению В. К. Винн-Эдвардса, эти виды животных утратили существенно важные навыки, помогавшие им противостоять среде.

По словам X. Хедигера, прославившегося своими исследованиями обезьян, традиции и подражание имеют значение среди приматов. Об этом свидетельствует такой пример, Самка шимпанзе, жившая в неволе, не знала, как носить на спине детеныша. Она клала его головой вниз. Это было неудобно, и обезьяна, чувствуя это, стала внимательно наблюдать за своей более опытной соседкой. Довольно скоро она научилась носить малыша правильно.

В опытах М. Йеркса над группой шимпанзе выяснилось неодинаковое отношение обезьян к опыту своих товарищей, Когда одного из шимпанзе, занимавшего подчиненное положение в группе, научили доставать составной палкой банан, остальные не стали у него учиться. Однако тот же навык у другого шимпанзе, доминировавшего в группе, вызвал у всех обезьян большой интерес, и они быстро переняли его приемы действий.

Всю жизнь животное сталкивается с различными случайными раздражителями, и на некоторые из них у него вырабатываются условные рефлексы. Так, каждое животное постепенно знакомится с различными зверями и птицами, не играющими в его жизни большой роли, с нерегулярными явлениями в природе (с пожарами, наводнениями и т. п.). Большое количество случайных раздражителей связано с деятельностью человека. Например, копытные охотно подбирают клочки оброненного на дорогах сена, а стаи волков в период глубокоснежья передвигаются только по дорогам. Приспособление к деятельности человека в природе с каждым годом охватывает все большее число видов. Уже никого не удивляют стаи грачей, следующие за трактором, или лисица, ловящая грызунов у вскрытых плугом нор, чайки над сетями рыбаков. Очевидно, что и эти раздражители — столь далекие, от природных — уже стали для них необходимыми

Надо заметить, что звери и птицы по-разному относятся ж незнакомым предметам и явлениям. Одни, подобно воронам или песцам, особенно любопытны и никогда не упускают случая увеличить свои познания. Такие животные обычно быстро привыкают к присутствию человека, начинают извлекать из соседства с ним пользу. Другие с подозрением относятся ко всякому новому явлению и стараются избежать встречи с ним. В качестве примера можно привести горилл, слонов, мелких оленей, диких быков. Они зачастую с трудом мирятся с деятельностью человека. Известно, например, какой непреодолимой преградой для мигрирующих копытных иногда оказываются железные дороги, трубопроводы и т. п.

В 1969 году зоологи СССР были встревожены происшествием на Таймыре. Мигрирующие стада диких северных оленей (здесь их насчитывается более 300 тысяч) наткнулись на вновь построенный газопровод Мессояха — Норильск и остановились, не решаясь преодолеть преграду. Потребовалось срочно во многих местах засыпать газопровод или сделать под ним тоннели, чтобы животные могли продолжить свое путешествие на летние пастбища.

Особо разнообразны случайные условные рефлексы у домашних животных. Каждому из нас знакомы многочисленные их примеры: собака, ожидающая помоев около кухни, овца в пустыне, бегущая навстречу машине, везущей воду, или голуби возле лотошницы с пирожками.

Важно отметить, что одни и те же раздражители могут иметь различное значение в разных районах. Так, шум падающих камней для косули в Приморье — случайный раздражитель. Но на Памире у архаров и козлов это, вероятно, адекватный раздражитель, вызывающий образование натурального условного оборонительного и ориентировочного рефлексов. Падение камней на склонах Памира сигнализирует о приближении какого-то животного или человека, о начале оползня или лавины. Яки в стаде воспринимают падение сверху небольших камней как сигнал атаки соперника, всегда нападающего сверху, и поворачивают в эту сторону голову, чтобы встретить опасность рогами.

(Печатается по изданию: Л. М. Баскин. Законы стада. М.: 1971. Изд-во: «Знание». Стр. 5-45.)