Книга рекордов: (Животный мир Крыма) Класс Птицы (Aves) ЖИВОТНЫЙ МИР КРЫМА

Книга рекордов: (Животный мир Крыма)

Книга рекордов: Класс Птицы (Aves)

А. Дулицкий

• Самые крупные птицы Крыма

Самым крупным представителем пернатых Крыма является кудрявый пеликан (Pelecanus crispus Bruch.), длина тела которого колеблется от 160 до 180 см.

Максимальные размеры розового пеликана (Pelecanus onocrotalus L.) тоже достигают 180 см, но в среднем этот вид несколько меньше, т. к. минимальные размеры взрослых птиц составляют 140 см.

Оба вида обитают значительно восточнее Крыма, но изредка они наведываются и сюда.

Эти же два вида являются и самыми крупными представителями водоплавающих птиц, встречающихся в Крыму.

Самой крупной птицей, которую можно увидеть в Крыму практически круглогодично, является лебедь-шипун (Суgnus olor Gm.), который с недавних пор, с 80-х гг, стал и самой крупной гнездящейся птицей нашего полуострова. Длина тела лебедя-шипуна, как и регулярно пролетающего здесь лебедя-кликуна (Cygnus cygnusL.), 152 см, поэтому можно утверждать, что и самой крупной пролетной птицей Крыма является лебедь-кликун.

Лебедь-шипун одновременно является самой крупной гнездящейся, летующей и зимующей птицей Крыма из водоплавающих, а лебедь-кликун имеет такой же статус среди пролетных водоплавающих птиц полуострова.

Эти же два вида являются рекордсменами по размерам и в отряде гусеобразных (Anseriforines), как среди гнездящихся, так и среди пролетных, летующих, зимующих и залетных видов.

Самая крупная пролетная наземная птица Крыма — серый журавль (Grus grus L.), длина его тела 114 см. Самая крупная гнездящаяся — черный гриф (Aegypius monachus L.) с длиной тела 99... 107 см, он же является рекордсменом по размерам среди хищных птиц Крыма.

• Самые мелкие птицы Крыма

Самые маленькие птицы на нашем полуострове — красноголовый и желтоголовый корольки (Regulus ignicapillus Temm. и Regulus regulus L.) из отряда воробьиных, имеющие длину всего 9 см.

• Самая быстрая птица

Самой быстрой птицей не только в Крыму, но и среди всех пернатых, считается сокол-сапсан (Faico peregrinus Tunstall), развивающий при пикировании на жертву скорость до 300 км/ч.

• Самые "воздушные" и самая "сухопутная" птицы

Черный и белобрюхий стрижи (Apus apus L и Apus melba L.) — самые "воздушные" птицы в крымской орнитофауне: они совершенно не могут передвигаться по земле, большую часть жизни проводя в полете, даже спят в верхних слоях воздуха. На земле (в гнездах) они только выводят птенцов.

Прямая противоположность этим обитателям воздушной стихии — коростель (Crex crex L.), самая "сухопутная" из крымских птиц. Летать он может, но не любит и большую часть своих дальних ежегодных сезонных странствий (в южные страны на зимовку, а весной — домой на гнездование) совершает пешком.

• Самая красивая птица

По-видимому, самой красивой, и уж во всяком случае самой многоцветной и яркой птицей полуострова является зимородок обыкновенный (Alcedo atthis L.).

• Самый сильный клюв

По-видимому, относительно самым сильным клювом обладает небольшая птичка из воробьиных — дубонос (Сосcothraustes coccothraustes L.). При длине тела всего 18 см он может развивать усилие на челюстях в 30 кг, что позволяет ему раздавливать косточки вишни, сливы и других косточковых фруктовых деревьев.

• Самое большое птичье яйцо

Самое большое яйцо по длине, диаметру и весу — у черного грифа (Aegypius monachus L.): 104 мм, 72 мм и 270 г соответственно (яйца других крупных гнездящихся птиц Крыма не исследовались).

• Самые маленькие птичьи яйца

Самое короткое яйцо — длиной 15,6 мм — принадлежит чижу (Spinus spinus L.), самое легкое яйцо (1,2 г), и самое маленькое в диаметре (11,55мм) — ласточке-береговушке (Riparia riparia L.) (взвешивания яиц чижа не производилось). Здесь необходима еще одна оговорка: среди крымских гнездящихся птиц не все изучены одинаково подробно, поэтому как минимальные, так и максимальные размеры яиц могут измениться не только в пределах того или иного вида, возможно и появление новых "хозяев" рекордных показателей.

• Самая многочисленная кладка яиц

Самая многочисленная кладка яиц отмечена у перепела (Coturnix coturnix L.) — 20 яиц, серой куропатки (Perdix perdix L.) — 25 яиц и у пеганки (Tadorna tadorna L.) — 24, причем у последнего вида существуют еще и так называемые "бесхозные" гнезда, в которых встречали до 50 яиц, но это, конечно, яйца, снесенные не одной птицей: в такие гнезда откладывают "лишние" яйца многие птицы, гнездящиеся по соседству. Они отличаются от нормальных непомерным количеством яиц, отсутствием пуховой выкладки, небрежным видом, заброшенностью.

Другие рекорды. Уникальные птицы

• Единственный представитель отряда козодоев (Caprimulgidae) в Крыму — козодой обыкновенный (Caprimulgus europaeus L.) Это, по-видимому, судя по научным наблюдениям, единственный вид крымских птиц, который обладает способностью к ультразвуковой эхолокации.

• Единственный гнездовой паразит среди птиц Крыма — обыкновенная кукушка (Cuculus canorus L.), которая сама гнезд не строит и птенцов не выводит и не выкармливает; для этих целей она подбрасывает свои яйца в гнезда других видов. В Крыму добыта еще и глухая кукушка (Cuculus saturatus Biyth.), но это вид залетный, в Крыму не размножается, и поэтому здесь не может считаться вторым гнездовым паразитом.

• Единственный вид в Крыму, который гнездится и выводит потомство зимой, — обыкновенный клест (Loxia curvirostra L.). Кстати, и среди других животных очень мало, практически нет видов, которые бы размножались зимой, если не считать бурого медведя и животных, обитающих в высоких северных и южных широтах.

Другие рекорды. Акклиматизация птиц в Крыму

• Самый первый из акклиматизированных в Крыму видов наземных животных — кеклик (Alectoris graeса J. E. Gray), или горная куропатка, завезенная сюда еще во второй половине прошлого века в 1850 — 1898гг.

Отряд Поганкообразные ( Podicipediformes)

• Самая маленькая поганка Крыма

Из поганок у нас самая маленькая — малая поганка (Podiceps ruficollis Pall.), длина этой птицы 27 см.

Отряд Аистообразные, или Голенастые (Ciconiiformes)

• Самая маленькая птица из голенастых

Самый мелкий вид из голенастых — малая выпь, или волчок (Ixobrichus minutus L.), длиной 35 см.

Отряд Гусеобразные (Anseriformes)

• Самый крупный из гусеобразных Крыма

Самый крупный из гусеобразных Крыма — серый гусь (Anser anser L.) длиной от 76 до 89 см.

• Самые маленькие птицы из гусеобразных

Самая маленькая утка Крыма — чирок-свистунок (Anas crecca L.), длиной 36 см, а самый маленький гусь — краснозобая казарка (Rufibrenta ruficollis Pall.), длиной 53... 55 см — редкий вид, занесенный в Международную Красную книгу.

Отряд Соколообразные, или дневные хищники (Falconiformes)

• Самый маленький из соколообразных

Самый мелкий дневной хищник Крыма — дербник (Falco columbarius L.), встречающийся у нас только на пролете. Его длина 27...33 см.

Отряд Курообразные (Galliformes)

• Самые крупные из куриных Крыма

Самые крупные из куриных Крыма: из акклиматизированных — фазан (Phasianus colchicus L.), самец — 66...89 см, самка — 53...63 см, из местных — серая куропатка (Perdix perdix L.) длиной 30 см.

• Самый маленький из куриных Крыма

Самый мелкий представитель из 4 крымских видов куриных — перепел (Coturnix coturnix L.), длина его тела составляет 18 см

Отряд Журавлеобразные (Gruiformes)

• Самая маленькая птица из журавлеобразных

Самая маленькая в Крыму птица из журавлеобразных — погоныш-крошка (Porzana pusilla Pall.) из семейства пастушковых, длина тела — 18 см

Отряд Дрофообразные (Otidiformes)

• Самый крупный из дрофообразных Крыма

Самый крупный представитель дрофообразных Крыма — дрофа (Otis tarda L.), длиной до 76 см.

• Самый мелкий из дрофообразных Крыма

Самый мелкий представитель дрофообразных Крыма — стрепет (Otis tetrax L.), длина его 43 см.

Отряд Ржанкообразные (Charadriiformes)

• Самый маленький из куликов Крыма

Самым мелкий из куликов и одновременно из группы водноболотных птиц — кулик-воробей (Calidris minuta Leisler) с длиной тела 13 см.

• Самые крупные чайки Крыма

Самые крупные из крымских чаек — хохотунья, или серебристая чайка (Larus argentatus Pontopp.), и черноголовый хохотун (Larus ichthyaetus Pall.), длина этих птиц достигает 66 см.

• Самая маленькая чайка Крыма

Самая маленькая из чаек — малая крачка (Sterna albifrons Pall.), длина до 24 см.

Отряд Голубеобразные (Columbiformes)

• Самый крупный из голубеобразных

Самый крупный голубь Крыма — вяхирь (Columba oenas L.), или нтютень, длина его тела 41 см.

• Самая маленькая из голубеобразных

Самая мелкая птица из крымских голубей — обыкновенная горлица (Streptopelia turtur L.) длиной 27 см.

Отряд Совообразные (Strigiformes)

• Самая крупная из совообразных

Самая крупная из крымских сов — филин (Bubo bubo L.), длиной 66...71 см

• Самая маленькая из совообразных

Самая мелкая наша сова — сплюшка (Otus scops L.), длина ее тела 19 см.

Отряд Стрижеобразные (Apodiformes)

• Самый крупный из стрижеобразных Крыма

Самый крупный из стрижеобразных Крыма — стриж белобрюхий, длина его тела 22 см.

• Самый мелкий из стрижеобразных Крыма

Самый мелкий из стрижеобразных Крыма — стриж черный, длина его тела 16,5 см.

Отряд Дятлообразные (Piciformes)

• Самые крупные из дятлообразных Крыма

Самые крупные из дятлообразных Крыма — гнездящийся большой пестрый (Dendrocopos major L.) и залетный сирийский дятлы (Dendrocofl pos synacus Hempr. et Ehrenb.), 16,5 и 23 см соответственно.

• Самый мелкий из дятлообразных Крыма

Самый маленький дятлообразных Крыма — гнездящийся вид вертишейка (Jinx torquilla), длиной 17 см.

Отряд Воробьинообразные (Passeriformes)

• Самый крупный из воробьинообразных

Самая крупная в Крыму птица из отряда воробьинообразных — ворон (Corvus corax L.), длиной 64 см.