Основы поведения животных.Социальный иммунитет и цена за жизнь в группе Инстинкты и рефлексы, общение, поведение, язык. Поведение животных

Социальный иммунитет и цена за жизнь в группе

Перейти в оглавление раздела:Интеллектуальные способности у животных

Перейти в оглавление раздела:Инстинкт и Инстинктивное поведение

Инстинкты и рефлексы

Трудно представить, и на примере инстинктов это тоже видно, что может существовать (и формироваться на основе только генетических механизмов) некая жёстко запрограммированная цель, мотив, в соответствии с которыми формируется определённая модель поведения. Тот же голод - это не только стремление к пище, но и избегание неприятного внутреннего ощущения. Другими словами, избегание (состояние дискомфорта) - первично, а мотивация поиска пищи - вторична. Инстинкт характеризуется тем, что "ситуация избегания" создаётся внутренними физиологическими процессами, которые запускаются внутренними или внешними сигналами.

Приблизительная схема инстинкта: Цель Мотив Положительная эмоция Отрицательная эмоция Состояние дискомфорта Генетическая программа; Нарушение гомеостаза

При включении генетической программы (врождённые реакции) или при нарушении гомеостаза в организме возникают физиологические изменения, вызывающие ощущение дискомфорта (внешнее или внутреннее раздражение), что по аналогии с болевой реакцией можно трактовать, как безусловную реакцию (рефлекс). Более сложной безусловная реакция становится не только составляя цепи безусловных реакций, но и усложняясь при продвижении вверх по пирамиде-схеме (обрастая эмоциями и мотивами).

Поисковая активность тем или иным способом ослабляет это напряжение, например, частичным или полным удовлетворением потребности. Однако, понятие "удовлетворение потребности" в психологическом смысле не совпадает по времени с действительным удовлетворением. Удовлетворение в первом смысле, как правило, опережает удовлетворение во втором смысле. Например, наибольшее удовольствие человек испытывает только приступив к еде, а не после обеда, в состоянии насыщения. Психологическое удовлетворение (положительная эмоция в мотивированном состоянии), по сути, имеет фантомный характер. Но именно такой механизм направляет поведение в ситуации избегания в сторону ослабления внутреннего напряжения, обеспечивая сложные формы поведения. Например, инстинкт гнездостроения, родительский, ухаживания и др.

Очередное исследование подтверждает, что коллективные животные, которые живут в социальных группах, больше подвержены инфекционным заболеваниям, но согласно новым данным, живущие в колониях имеют и ряд преимуществ касаемых здоровья.

На слушаниях Национальной Академии Наук Джеймс Ф. А. Траниелло и его коллеги из Отделения Биологии в Бостонском Университете сообщили о результатах своей работы по изучению способностей колоний термита сопротивляться болезнетворным микроорганизмам.

Термитники и гнезда других коллективных насекомых – это теплые и влажные места, которые идеальны для размножения бактерий и грибков, говорят исследователи.

Однако в ряде экспериментов, они выявили, что термиты проявляют более стойкую защитную реакцию (иммунитет), когда они существуют в составе колонии и способны передавать этот иммунитет друг другу.

Такие коллективные насекомые, как известно, защищали себя против инфекции, используя взаимный уход и передачу друг другу секреции антибиотиков, которые выработаны уже заболевшими членами колонии.

Термиты были искусственно подвержены заражению патогенным грибком, к которому у отдельно взятого термита не успевает выработаться иммунитет до того, как он умрет от инфекции. После заражения, термиты были поделены на два типа групп – часть особей разместили в уединении, а других отделили группами.

Исследователи констатировали, что в коллективных группах инфекция распространялась среди термитов быстрее, чем ей заражались отдельно помещенные термиты. В результате, в группах численность умерших от болезни была значительно выше, чем при заражении единичных особей.

Во второй части эксперимента, ученые отметили, что термиты, которые никогда не были в контакте с сублетальными дозами грибка, но вошли в контакт с уже отравленными членами колонии, были менее восприимчивы к тому, чтобы подцепить смертельную дозу инфекции.

Из этого был сделан вывод, что несколько не смертельно инфицированных членов колонии могли вырабатывать иммунитет к болезни и путем передачи секреции другим особям могли увеличивать иммунитет всей колонии насекомых.

В лабораторных экспериментах, проведенных два года назад, профессор Эндрю Битти из Centre for Biodiversity and Bioresources Университета Макквари, обнаружила, что муравьи производят антитела против бактерий, которыми они были инфицированы.

Это также доказывает, что способность коллективных насекомых противостоять болезням является наиважнейшей в деле выживания самой колонии, но гибель большого числа особей колонии от быстрого распространения инфекции – это цена, которую приходится платить за жизнь в группе.

Похоже, также, что способность передавать иммунитет своему потомству у насекомых существует, как и людей, когда мать передает его своему ребенку.

Дата публикации: 29 мая 2002