Северный олень.Северные олени Rangifer tarandus Linnaeus = Северный олень. северный олень

9870 St Vincent Place, Glasgow, DC 45 Fr 45.

+1 800 559 6580

Северные олени (Rangifer)

Фото

Вид:Rangifer tarand us Linnaeus = Северный олень

....В тундрах стада оленей перегоняют на 100 км и больше. Летом они идут к побережью океана, а зимой обратно к тайге.

Большую помощь при пастьбе оленей оказывают оленные лайки, но не во всех местностях. По внешнему виду домашние олени отличаются от диких, прежде всего, окраской (преобладает белая, сероватая и пятнистая). Изменилось и поведение — животные стремятся к жилью. Легче подчиняются человеку, хотя это зависит от способа разведения.

Как видим, разведение оленей сильно отличается от разведения других домашних животных. Оно вполне экстенсивное и жизнь их очень сходна с жизнью диких родичей. Гадать о родичах не приходится. В некоторых местах они обитают рядом со своими одомашненными потомками.

Фото

Большие споры теперь ведутся о времени, об эпохе, когда происходило их одомашнение. Время предполагалось самое разное, — как близкое к нам, исчисляемое сотнями лет (Э. Ган, Б. Лауфер, Кой Доннер, В. А. Куфтин, А. Н. Максимов, М. Г. Левин и др.), так и давнее,исчисляемое тысячелетиями (Та 1-Богораз,Сосновский, Нансен и др.). Нет также единого мнения о месте одомашнения этих животных. Последний вопрос особенно труден для решения-ввиду большого ареала диких оленей, особенно в прошлом. Известно только, что одомашнивание оленей происходило в Евразии. В Америке олени не одомашнивались.

За позднее создание оленеводства приводятся соображения, связанные с ознакомлением населения и с разведением старых домашних животных, когда они дошли до северных зон, где водились олени.

Точка зрения о большой древности оленеводства базируется на далеком прошлом северного населения, связанного с охотой на оленьи стада и на самобытность происхождения оленеводства.

Чтобы стать на ту или иную точку зрения, бегло рассмотрим особенности оленеводства у разных северных народов. Оно оказывается далеко неодинаковым. У народов, живущих в тундровой зоне, — оленеводство мясо-шкурного направления. Оленей используют как верховых, вьючных и упряжных животных. В более южных таежных зонах, где оленеводство издавна соединялось с рыболовством и промысловой охотой, олени, в основном, использовались как транспортные животные. Доят оленей лишь у немногих народов.

Учитывая разнообразие в использовании оленей, удается выделить несколько типов оленеводческого хозяйства. 1) Ненецкое — упряжное; стада пасутся с помощью собак. От ненцев оно перешло к коми (зыряне) и к северным м хантам. 2) Саамийское (лопарское) — упряжное, отличающееся от первого устройством нарт для запряжки одного оленя. Здесь олень используется и как молочное животное. 3) Эвенкийское — вьючно-верховое направление с применением доения; собаки в пастьбе не участвуют. Якуты заимствовали оленеводство от эвенков. 4) Чукчинское — упряжное с особой конструкцией нарт и упряжи; доения нет; собаки лишь недавно, в XX веке, стали применяться при пастьбе. 5) Восточно-саянское — у тувинцев и карагмов, вьючно-верховое; пасутся олени без собак; создано молочное хозяйство.

Древний вид охоты у ряда перечисленных народов заключается в использовании домашних оленей в качестве маныциков для привлечения диких. Обычно для этого применяют самок, привязывая их к дереву. Охотники же располагаются вблизи, в засаде. Приближающиеся к самке дикие самцы оказываются добычей охотников. Ту же цель преследуют, когда домашнего самца направляют в стадо диких оленей с ременными петлями, привязанными к рогам. Во время драк дикие самцы запутываются в петлях и становятся добычей человека.

В. Г. Тан-Богораз, долго изучавший быт северных народов, считал ездовое собаководство и оленеводство оригинальным достижением этих народов. По его мнению, с отступанием ледников охотничье население Европы и Азии следовало за стадами оленей, на которых оно охотилось еще раньше в более южных зонах и, наконец, постепенно приручали и одомашнивали оленей; очевидно, это произошло не позже верхнего палеолита или мезолита. Автор решительно возражает против позднего одомашнения на основе-опыта с другими домашними животными, что предполагает какую-то их деградацию при продвижении на север.

Люди севера сумели в самых трудных условиях создать свое своеобразное животноводство. «Забота человека об оленях сводится к некоторой мало действенной защите от диких зверей в зимнее время и к таковой же мало действенной защите оленя от «гнуса» (насекомых) в летнее время. Даже дымокуры устраиваются лишь в немногих районах. Искусство пастьбы состоит в умелом кочевании по тундре для лучшего использования пастбищ и для отгона стад в летнее время на открытые пространства, свободные от гнуса, а в зимнее время в лесотундру для защиты от вьюг и метелей».

Однако и в этом искусство пастуха только продолжает действия инстинкта, ведущего и диких оленей к таким же постоянным миграциям. Автор подметил одно очень интересное свойство у оленей. Оно заключается в том, что инстинкт стадности у диких оленей ограничивается временем миграций, а у домашних стадность — постоянное чувство.

Самобытность раннего приручения оленей разбивает теорию, высказанную Ганом, — о том, что народности севера были туда оттеснены в то время, когда и умеренный пояс Земли был еще заселен далеко не плотно.

За древность оленеводства высказывался и такой знаток севера, как Ф. Нансен: «Достоверно одно, тундровое кочевое хозяйство с его оленеводством, является древним и происходит из весьма отдаленной эпохи» — вероятнее всего от эпохи первоначального заселения Севера.

За древность приручения северных оленей высказался В. И. Рав-доникас (1947). На это, по его мнению, указывает архаизм самого оленеводства, не только заключавшийся, но и заключающийся кое-где и сейчас в свободном передвижении оленьих стад на подножном корму в летнее время.

Читать далее: Северный олень.....

РАЗДЕЛЫ
САЙТА