Шерстистый носорог. Мамонтова фауна. Шерстистый носорог. Бизон. МАМОНТЫ. Хоботные.

Ископаемые млекопитающие

Эпоха Мамонтов

Шерстистый носорог= Coelodonta antiquitatis

В верхнем плейстоцене в Северной Евразии сложился комплекс фауны млекопитающих, получивший название мамонтовой фауны, или мамонтовый комплекс. Именно мамонт является одним из основных элементов этого сообщества животных, куда также входили овцебыки, шерстистые носороги, зубры, северные олени, сайгаки, песцы, волки и др.

Фауна крупных млекопитающих, жившая 70-10 тыс. на территории Сибири, была очень разнообразна. Мамонт был ее главным компонентом, поскольку кости этих слонов находят практически во всех местонахождениях Сибири. Из-за этого она и получила название «мамонтовая фауна» позднего плейстоцена (плейстоцен это геологический период, который начался 1.85 млн. лет назад и закончился 10 тыс. лет назад). В ее составе кроме мамонта еще 19 видов (ниже приведены некоторые из них в порядке частоты их встречаемости в Сибири): древняя лошадь (2 или 3 вида), древний бизон, северный олень, гигантский олень, благородный олень, антилопа сайгак, шерстистый носорог, лось, пещерный медведь, пещерный лев. Часть этих животных вымерла, но большая часть живет в Евразии и сейчас, но совсем не там, где раньше, в других климатических зонах, и эти виды теперь не образуют вместе сообществ, как раньше. Северный олень живет в тундре и тайге, а лошадь встречается (раньше встречалась, диких лошадей сейчас не осталось) в степной и лесостепной зонах. Это изменение ареалов животных наглядно показывает нам, какие огромные изменения произошли в мире за последние тысячи лет.

Шерстистый носорог и мегафауна

Читать дополнительно: Шерстистый носорог * Вымирание лошадей в Америке * Люди в Америке и вымирание американской мегафауны...

В ледниковую эпоху в Сибири обитали очень необычные виды животных. Многих из них сейчас уже нет на Земле. Самым крупным из них был мамонт. Всех животных живших одновременно с мамонтом палеонтологи объединяют в мамонтовый фаунистический комплекс ( “мамонтовая фауна”).

Значительная часть этих животных вымерла в конце плейстоцена — начале голоцена (около 10 тысяч лет назад), не сумев привыкнуть к новым природно-климатическим условиям. Из крупных вымерших видов к мамонтовой фауне относятся: мамонт, шерстистый носорог, большерогий олень, первобытный бизон, первобытная лошадь, пещерный лев, пещерный медведь, пещерная гиена, первобытный тур.

Но многие представители животного мира эпохи мамонтов смогли приспособиться к потеплению климата и изменениям среды обитания в голоцене. Они выжили, и обитают на Земле до сих пор. Некоторым для этого пришлось переселиться в более северные районы. Например, северные олени, песцы и леминги сейчас обитают только в тундре. Другие, такие как сайгаки и верблюды, ушли на юг в сухие степи. Яки и овцебыки забрались в снежные высокогорья и живут теперь только на очень ограниченной территории. Лоси, волки и росомахи прекрасно приспособились к жизни в лесной зоне.

Все эти животные очень разные, они отличаются размерами, внешним видом, образом жизни. Они принадлежат к различным видовым группам. Но у них есть одно значительное сходство - приспособленность к жизни в суровом климате ледникового периода. В это время большинство из них приобрело теплый меховой покров — надежную защиту от морозов и ветра. Многие виды животных увеличились в размерах. Большая масса тела и толстый подкожный жир помогали им легче переносить суровый климат.

Сотни тысяч лет — огромный срок, за это время в природе происходили самые разнообразные изменения, ледник наступал и отступал, вслед за ним двигались природные зоны. Территории расселения животных сокращались и расширялись. Менялись и сами животные, одни виды исчезали и им на смену приходили другие. Ученые считают, что даже в короткие периоды потеплений размеры многих видов уменьшались, а во времена похолоданий — увеличивались. Крупные животные легче переносят холод, но им нужно больше питаться. А во время последнего потепления в эпоху голоцена на место тундры и степей пришли леса, кустарниковая и травяная растительность сократилась, кормовую база травоядных сильно уменьшилась. Поэтому самые крупные животные мамонтового комплекса вымерли.

Шерстистые носороги жили счастливо до неандертальцев

Предки шерстистых носорогов возникли около 2 млн лет назад в районе северных предгорий Гималаев. На протяжении сотен тысяч лет они жили в Центральном Китае и к востоку от Байкала.

Значительно позже шерстистые носороги прибыли из Азии в центральную Европу. Некоторым ископаемым останкам, найденным в Германии, насчитывается порядка 460 тыс. лет, так что обитали шерстистые носороги здесь еще задолго до появления в Европе неандертальцев. Это доказали сотрудникам франкфуртского НИИ Сенкенберга, которым удалось собрать воедино 50 кусочков черепа шерстистого носорога Coelodonta tologoijensis.

Шерстистые носороги во время кормежки держали голову близко к земле и своими мощными зубами отдаленно напоминали современную работающую газонокосилку. Шерстистые носороги весили около 1,7 т, у него был длинный мех и теплый подшерсток. На голове, возле носа у него было два рога, один крупный, другой поменьше. Размер крупного мог превышать 1 м в длину.

Современники найденного шерстистого носорога приспособились к условиям жизни возле ледника. В то время как другие звери бежали прочь с севера Европы в более теплые южные регионы, покрытые шерстью гиганты, наподобие мамонта, с удовольствием паслись на промерзших безлесных равнинах. Именно так выглядела Германия полмиллиона лет назад.

Жили раньше и европейские шерстистые носороги, остатки которых найдены в обедах древних неандертальцев. Достоверно известно, что гоминиды охотились на этих зверей 70 тыс. лет назад, а 30 тыс. лет назад древние люди запечатлели двурогих на наскальных рисунках в Южной Франции. Хотя одной из причин вымирания шерстистых носорогов ученые называют антропогенный фактор, однако, изменение климата и наступление жары примерно 8 тыс. лет назад, привело к тому, что они не смогли приспособиться к быстроменяющейся среде и растительности в частности, в результате чего вымерли.