Звездорыл, звездонос, звёздчатый кротCondylura Illiger, 1811 = Звездорыл, звездонос, звёздчатый крот

Род: Condylura = Звездорылы

Condylura cristata Linnaeus, 1758 = Звездорыл, звездонос, звёздчатый крот

Род звездорылов = Condylura Illiger, 1811

Читать: Загадочная звезда звездоноса

Род представлен единственным видом: звездорыл — Condylura cristata Linnaeus, 1758.

Фото Condylura cristata Linnaeus, 1758 = Звездорыл, звездонос, звёздчатый крот

Размеры крупные. Длина тела 18—21 см. Длина хвоста 6,5—8,3 см. Вес взрослых особей 40—85 г. Сложение тела сходно с представителями рода кротов. Морда относительно укорочена и оканчивается голым овальным диском, края которого обрамлены 22 мясистыми, тонкими, хорошо иннерированными отростками, лучами, расходящимися от этого диска. Относительно крупные для крота глаза скрыты в меху.

Хвост довольно длинный, покрыт редкими короткими волосками и чешуей. В хвосте к зиме откладываются запасы жира, отчего толщина его значительно увеличивается. Передние конечности хотя и имеют строение, общее для всех кротов, тем не менее развиты относительно слабее. Длина вывернутых наружу кистей равна их ширине. Волосяной покров короткий, плотный и мягкий. Окраска темно-бурая, почти черная. Первая пара верхних резцов представлена относительно крупными зубами, изогнутыми внутрь и направленными вперед. Резцы второй верхней пары небольшие, палочк ообразные, косо направленные вперед. Третья пара верхних резцов — крупные клыкообразные зубы. Верхние клыки развиты слабо и имеют коническую форму. Предкоренные зубы относительно небольшие, сжатые с боков. Нижние резцы средних размеров, долотообразные, с вершинами, направленными вперед. Нижние клыки высокие, тонкие, изогнуты назад. Таз узкий и длинный. Костные перемычки между тазовыми позвонками и седалищными костями отсутствуют.

Предпочитает сильно увлажненные заболоченные почвы. Активность круглосуточная. Одну и ту же систему ходов обычно населяют несколько звездорылов. Некоторые из ходов открываются прямо под воду. Звездорыл— прекрасный пловец и ныряльщик: при плавании работает всеми четырьмя конечностями, может плавать подо льдом. Питается различными водными насекомыми, ракообразными, мелкой рыбой, земляными червями. Часто разыскивает пищу на дне водоемов; при этом мясистые отростки морды находятся в непрерывном движении. Самка приносит от 2 до 7 детенышей в период от середины апреля до середины июня. К самостоятельному образу жизни детеныши переходят в 3-недельном возрасте. Половозрелость наступает примерно в 10 месяцев.

Распространение охватывает юго-восточную Канаду и северо-восточную часть США.

Звёздное рыло изумило даром нюхать под водой

Чего можно ждать от этого странного крота, у которого вместо носа такие "звездастые" щупальца? Да, в общем, чего угодно. Например, что он сумеет проглотить пищу с молниеносной скоростью и так же шустро обнюхать её – даже если она лежит под водой. И, главное, он останется после всего этого живым и здоровым.

Мы уже однажды упоминали об одном исследовании звездоносого крота (Condylura cristata, он же звездонос или просто звездорыл) — этой то ли милой, то ли пугающей твари. Тогда несколько учёных вместе со своим руководителем Кеннетом Катанья (Kenneth C. Catania) из университета Вандербильта (Vanderbilt University) узнали, что звездорыл является сверхскоростным едоком.

На этот раз профессор биологии Катанья нашёл у звездорыла крайне интересную особенность обоняния. Да, способность чуять разные тонкие и сложные запахи время от времени находят у самых разных животных; вон, даже люди оказались отменными нюхачами. Однако звездомордый несказанно удивил и на этот раз тем, что умеет нюхать под водой!

Вот так происходит "подводное обнюхивание". Практически весь выпущенный воздух втягивается обратно, и звездорыл узнаёт запах предмета. Запечатлённый тут процесс длится какую-то 0,1 секунды (фото Kenneth C. Catania).

"Это было для нас абсолютной неожиданностью, потому как обычно считают, что млекопитающие не могут чувствовать запахов под водой", — говорит Катанья.

Наземные звери различают запахи, вдыхая воздух, в котором могут находиться молекулы каких-то веществ. Если же млекопитающие адаптируются к жизни в воде, то их обонятельное чувство деградирует; характерные примеры – киты и дельфины.

Однако звездонос может каким-то образом находить пищу под водой, а значит, чувствует её запах. Но как он это делает? Чтобы это разузнать, Катанья помещал в стеклянный аквариум с водой пищу (куски рыбы или земляных червей), которую звездоносый крот должен был отыскать и съесть, и, собственно, самого звездорыла, после чего снимал на видео происходящее.

Изучая записи, исследователь сразу заметил, что эти кроты под водой непрерывно выпускают из ноздрей пузырьки воздуха, но не "расстаются" с ними, а быстро вдыхают их обратно – вот так (файл MOV, 544 килобайта). Частота, с которой они это делают (примерно 10 раз в секунду) и объём выдыхаемого воздуха показались очень похожими на дыхание наземных грызунов во время поиска пищи.

Таким образом, выходит, что механизм распознавания подводных запахов в общих чертах следующий. Крот выдувает воздух, в который попадают молекулы из воды или из объекта, с которым соприкасается воздушный пузырь, а затем вдыхает его обратно – как показано в видеоролике (файл MOV, 901 килобайт). При этом рецепторы соприкасаются только со вдыхаемым и выдыхаемым воздухом, а не с водой, и получают молекулы, которые дают понять, чем является интересующий предмет.

Чтобы проверить это, Катанья провёл ряд экспериментов, в которых звездорылам предлагалось найти червя в аквариуме по запаху его следа на дне. Всего было два пути, на которых мог быть след червя и, как правило, поиск увенчивался успехом.

Бурозубка отправляется под воду. Как оказывается, там она хорошо ориентируется, не только благодаря умению плавать и зрению, но также и благодаря обонянию (фото Kenneth C. Catania).

Тут учёный заподозрил, что дело может быть не в обонянии, а в необычном носе звездорыла, окружённом высокочувствительными выростами в виде лучей, благодаря которым крот и получил своё "звёздное" название. А что если животное не ощущает запах, а щупает ими предметы под водой?

Чтобы проверить эту гипотезу, учёный огородил следы крупной сеткой, через которую крот не мог протянуть свои "щупальца", но сквозь которую легко проходили бы пузыри – посмотрите ещё один видеоролик (файл MOV, 520 килобайт). Однако это не помешало звездорылам искать еду: вероятность добраться до неё достигала 100%.

Значит, дело в пузырях. Или всё-таки в воде?

Чтобы развеять последние сомнения, исследователь отделил следы червя на дне мелкой сеткой, через которые пузыри не могли проходить. В результате звездонос смог выбрать верный путь в 50% случаев, что соответствовало просто случайному выбору. Значит, точно не в воде.

Аналогичные результаты Катанья получил, когда исследовал во многом схожие умения бурозубки (Sorex palustris) – зверька из семейства землеройковых, известного своей сообразительностью и агрессивным хищническим поведением. Учёный обнаружил, что она определяет запах предметов под водой точно таким же образом.