Горный баран, архар. Ovis ammon Linnaeus = Горный баран, архар

Семейство: Bovidae (Cavicornia) Gray, 1821 = Полорогие

Род: Ovis Linnaeus, 1758 = (Горные, каменные) бараны

Вид: Ovis ammon Linnaeus = Горный баран, архар

Ovis ammon Linnaeus = Горный баран, архар

На обширной территории своего ареала с разнообразными ландшафтно-климатическими условиями архары живут в неодинаковой обстановке. Они обитают на высотах от 300 и до 5500 м над ур. м. Общей и наиболее типичной особенностью архаров является привязанность к гористому, но сглаженному, мягкому рельефу. Они избегают как совершенно ровных, открытых равнин, так и гор с сильно выраженным скалистым рельефом и вообще обширных скальных массивов.

Если для козлов скалы являются главным и необходимым условием существования, то для баранов они имеют второстепенное значение, — лишь как места укрытий; даже в случае опасности архары спасение ищут часто не в скалах, а в быстром беге.

Ovis ammon Linnaeus = Горный баран, архар

Архар — стадное животное; размеры образуемых стад зависят как от общей численности зверя в том или ином районе, так и от времени года. Взрослые самцы летом держатся отдельными группами от 4 до 12 голов, в число которых могут входить и один-два молодые. Реже, но все же встречаются и одиночно держащиеся самцы. Самки с ягнятами, за исключением периода окота, а также молодняк обоего пола до 3 лет, образуют летом смешанные стада, доходящие до нескольких десятков голов.

В Монголии и на Памире стада самок с молодняком и летом могут достигать 150—200 голов. Первое время после окота самки с только что родившимся молодняком держатся в одиночку или образуют небольшие группы по нескольку особей вместе.

Яловые самки и молодняк прошлых лет образуют иногда самостоятельные стада. Изредка и летом в стаде самок можно видеть одного-двух взрослых самцов, обратная же картина наблюдается крайне редко.

Самцы в массе присоединяются к самкам только осенью на период гона; по окончании последнего они, как правило, снова держатся отдельно.

Крупные смешанные стада, насчитывающие по нескольку сотен экземпляров, образуются осенью и в начале зимы. Зимой массовые скопления носят часто временный характер, вызываются недостаточностью зимних пастбищ со слабым снеговым покровом и при наступлении благоприятных кормовых условий легко распадаются на более мелкие группы.

Вожаком в стаде является обычно старый и крупный самец или самка. Вожак следует впереди стада, первым поднимается на гребень или вершину горы и осматривает местность. Специальных сторожей в стадах баранов, по-видимому, нет. Естественно, что чаще первыми замечают опасность более взрослые и осторожные бараны.

При пастьбе архары не расходятся широко; стадное чувство развито у них сильнее, чем у козлов. В противоположность последним, бараны при испуге не бросаются врассыпную, а сбиваются в кучу и бегут плотной группой.

Половой зрелости самки архаров могут достигать уже на втором году жизни, но способными к размножению становятся с возраста не моложе двух лет. Самцы достигают половой зрелости также в возрасте 2—2'/2 лет. Самцы начинают активно участвовать в размножении позднее — с 4 или даже 5 лет, так как до этого отгоняются более взрослыми крупными зверями.

Перед началом гона взрослые самцы, до этого державшиеся отдельно, присоединяются к стадам самок. Сроки протекания гона не одинаковы в разных частях ареала архара. В Киргизии он происходит в течение ноября и декабря. Первых самцов в стадах самок они начали встречать во второй половине октября.

Взрослые самцы-бараны создают себе гаремы от 8 до 25 самок, вместе с которыми находится известное число неполовозрелых животных, включая и самцов. Взрослых самцов в стаде самок может быть несколько или по другим данным – только один половозрелый самец. Половозрелые, но слабые и молодые, не подпускаемые сильными соперниками самцы, в это время бродят отдельными группами неподалеку от.

Самцы в период спаривания сильно возбуждены, гоняются за самками, становятся менее осторожны. Подойти на выстрел к ним в это время гораздо легче. Между самцами происходят турнирные поединки. Расходясь и снова сближаясь, они с огромной силой ударяются с разбега основаниями рогов и лбами. Звуки ударов рогов, говорят, слышны в горах за несколько километров. Достоверных случаев гибели одного из дерущихся соперников не известно и, по-видимому, вообще таковые бывают крайне редко. По окончании гона самцы вновь отделяются от самок и, собираясь в небольшие группы, уходят в горы.

Продолжительность беременности у архаров точно не известна: по-видимому около 5-6 месяцев.

Рождение молодняка происходит в марте - апреле. На Памире первые ягнята появляются не раньше конца мая или начала июня.

Перед окотом самки удаляются от стада в более глухие каменистые или кустарниковые участки, где и приносят одного, реже двух ягнят. Тройни наблюдаются очень редко. Первые дни ягнята слабы и беспомощны, могут быть пойманы руками и обычно лежат, затаившись между камней или в кустах. Однако уже на 3—4-й день они следуют за матерью и не могут быть пойманы даже собакой. Самки, держащиеся первые дни после окота одиночно и в одном месте, дней через 10— 15, когда ягнята окрепнут, начинают бродить более широко и объединяются в небольшие группы, к которым в дальнейшем присоединяется молодняк прошлого года. Матери кормят ягнят до сентября—октября, но у отдельных, даже беременных самок обнаруживали молоко в вымени до первых чисел февраля. Молоко архариц по вкусу и химическому составу существенно не отличается от молока домашних овец. Зеленый корм ягнята начинают щипать уже в первые недели жизни, к осени большая часть их переходит на самостоятельное питание.

Родятся архарята мелкими, около 4.5 кг, мало отличаясь по величине от местных домашних ягнят. К осени они достигают половины роста взрослых. Половой диморфизм в размерах при рождении выражен слабо. Самочки-ягнята лишь немного меньше самцов; только впоследствии они начинают сильно отставать от самцов в росте. Растут архары очень долго, особенно самцы, по крайней мере до 10 лет.

Максимальная продолжительность жизни архаров в естественной обстановке, по-видимому, не превышает 12 лет, а у самок даже меньше (6—7 лет). Большинство находимых в горах черепов баранов принадлежит животным в возрасте 4—5 лет, реже 5—10-летним.

Из врагов архара на первом месте по значению стоит волк. Волки баранам наносят больший ущерб, чем козлам, так как бараны держатся на более ровных и открытых местах, и спасение часто ищут не в скалах, а в быстроте своих ног