Европейский зубр. Bison bonasus Linnaeus, 1758 = (Европейский) зубр

Род: Bison Smith H., 1827 = Зубры

Вид: Bison bonasus Linnaeus, 1758 = (Европейский) зубр

Вид: Европейский зубрЗубр = Bison bonasus

Читать: Европейский зубр

Род бизонов образуют два существующих ныне вида: американский бизон (Bison bison), который еще сравнительно недавно занимал значительную часть Северной Америки, и европейский зубр (Bison bonasus), широко распространенный прежде в Европе. Последний распадается на два подвида: равнинный зубр (Bison bonasus bonasus) и кавказский зубр (Bison bonasus caucasius).

Зубр превосходит американского бизона по высоте в холке, ноги у него длиннее, вытянутое тело кажется не таким бочкообразным. Голова меньше и более высоко посажена. Грива пожиже, зато шерсть на задней половине тела обильнее. Задняя часть мощнее и пропорциональнее. Зрение у зубра слабое, но слух тонкий. В сравнении с американским сородичем это более дикое и осторожное животное.

Зубр преимущественно лесное животное, питается он древесно-кустарниковой растительностью*, американские же бизоны — животные открытых просторов и кормятся травой, что заставляет их совершать дальние сезонные миграции в поисках пастбищ, тогда как зубры держатся примерно одного места. Сокращение, а затем почти полное уничтожение лесов в Европе было основной причиной гибели зубров. Охота тоже имела значение, но гораздо меньшее, чем сведение лесов.

Первоначальный ареал зубра охватывал Центральную и Южную Европу до Кавказа на востоке. В начале двадцатого века единственное дикое стадо равнинного зубра сохранилось в Беловежской пуще, где с 1803 г. зубров сберегали для царской охоты.

В 1914 г. в беловежском стаде было 737 животных, но ни одно из них не уцелело после первой мировой войны. Сохранилось только 45 зубров в разных зоопарках и питомниках Европы.

Шесть из этих зубров были отправлены в 1929 г. в Польшу, где их содержали в условиях полуневоли в специально огороженном загоне (205 гектаров) на территории Беловежской пущи. Эти животные стали основой для восстановления зубра.

В 1923 г. по предложению польского зоолога Яна Штолцмана было образовано Международное общество по охране зубра. По инициативе общества была составлена Племенная книга (над ее составлением ревностно трудились доктор Эрна Мор, Ян Жабинский и другие), содержащая подробные сведения о всех существующих чистокровных зубрах. Первая Племенная книга зубра, опубликованная в 1930 г., содержала данные о сорока животных. Другие издания Племенной книги выходили впоследствии с неравными промежутками [и выходят по сей день.—  Ред.].

К 1939 г. в Польше было тридцать зубров, в Германии сорок пять и еще немного в других странах Европы. В 1946 г. в Польше было зарегистрировано сорок шесть животных, в Германии к тому времени их осталось не более десятка.

После второй мировой войны Польша играет ведущую роль в разведении зубров. В 1946 г. д-р. Я. Жабинский сообщал, что тогда в трех польских питомниках было: девять чистокровных самок равнинного зубра в Пщине, три чистокровные самки в Беловеже, там же еще трое животных с небольшой примесью крови кавказских зубров, четыре самки в Неполомице, все с примесью крови кавказских зубров.

Я. Жабинский сообщал также, что польское Министерство лесов предложило поместить гибриды «в особый резерват и скрещивать их, чтобы поддержать возможное накопление генов исчезнувшего кавказского подвида...»

Позднее число питомников в Польше увеличилось до пяти: Беловежский, Пщинский, Неполо-мицкий, Смарджевицкий и Боркский.

В 1956 г. зубров выпустили на свободу в Беловежской пуще. Стадо на воле чувствует себя отлично (лучше, чем стадо на полувольном содержании), рожденные в диком состоянии телята прекрасно развиваются.

К концу 1962 г. стадо, живущее на свободе, насчитывало 57 животных, из которых 34 родились уже на воле. Польские специалисты определили, что 1000 гектаров леса могут прокормить двух зубров без ущерба для лесной растительности. Значит, во всей Беловежской пуще могут существовать 100—115 особей.

Возрождение вида требует акклиматизации животных в широком масштабе. Теперь уже для достижения этой желанной цели есть нужное количество животных, но трудность заключается в том, что нигде нет достаточно обширных мест для их существования, кроме Советского Союза •

Первоначальный ареал зубра кавказского подвида точно не известен, отчасти потому, что его путали с быком туром (Bos primigenius), но еще и потому, что достаточно строгого научного описания этого зубра не было до 1906 г., когда он уже оставался только на Кавказе. В то время ареал его охватывал площадь 520 000 гектаров на северном склоне Кавказского хребта, в верхнем течении рек Белая и Малая Лаба, впадающих в Кубань.

Только в 60-х годах прошлого века в этой области зубров стали охранять.

В этих условиях зубры процветали, но много животных погибло во время военных действий 1920 г. К 1921 г. сохранилось около пятидесяти животных, а в 1923 г., по мнению Фортунатова, не более пятнадцати или двадцати. В 1924 г. Советское правительство взяло зубра под охрану и учредило Кавказский заповедник (283 000 гектаров), охватывающий весь ареал животного.

Единственным живым представителем зубров этого подвида в то время был бык, который умер

26 февраля 1925 т. Этот бык по кличке Кавказ был производителем целого ряда телят от самок беловежских зубров. Один из его потомков, завезенный в заповедник, стал основным производителем нового кавказского стада. Кроме потомков этого самца, в Кавказский заповедник было завезено пять зубров с небольшой примесью крови бизонов.

Недавняя история зубра в Советском Союзе очень интересна. После второй мировой войны в СССР уцелел только единственный чистокровный зубр. В 1946 г. из Польши было получено пять зубров и в 1951 г. еще двенадцать чистокровных животных и была разработана обширная программа восстановления вида, включая создание специальных питомников.

К январю 1966 г. число чистокровных зубров в Советском Союзе достигло 250, из них 69 — в советской части Беловежской пущи и 181 зубр — на Кавказе. Это более трети мировой численности зубров.

Цель советских специалистов — не только увеличить численность животных, но и восстановить вид в естественных условиях. В Средней России существует уже около сотня рожденных на воле зубров.

Итак, в настоящее время чистокровное стадо номинального подвида зубра постепенно возрастает.

Кроме того, существует гораздо большее число зубров с примесью крови животных кавказского подвида и с небольшой примесью крови бизона. Такое стадо на Кавказе насчитывает более 500 голов.

Доктор Эрна Мор оценивает общую численность вида на 1 января 1967 г. в 860 особей .