Як, Тибетский як. Дикий як. Bos tnutus Przewalski, 1883 = Як

Вид: Bos tnutus = Як

Вид: Bos tnutus Przewalski, 1883 = Як

Читать дополнительно: Bos tnutus = Як; (2); (3); (4);

Это очень крупное животное с длинным телом, относительно короткими ногами и тяжелой, низко посаженной головой. Высота в холке до 2 л, масса у старых быков до 1000 кг. На холке у яка небольшой горб, отчег о спина кажется сильно покатой. Рога длинные, но не толстые, широко расставленные, от основания направлены в стороны, а затем загибаются вперед-вверх; длина их до 95 с м, а расстояние между концам и 90 см. Наиболее примечательная черта в строении яка — волосяной покров. Если на большей части тела шерсть густая и ровная, то на ногах, боках и брюхе длинная и косматая, образует своего рода сплошную «юбку», почти доходящую до земли. Хвост также покрыт длинным жестким волосом и напоминает лошадиный.

Ареал яка ограничивается Тибетом. Як населяет безлесные высокогорные щебнистые полупустыни, пересекаемые долинами с болотами и озерами. В горы он поднимается до 5200 м. В августе и сентябре яки уходят к границе вечных снегов, а зиму проводят в долинах, довольствуясь скудной травянистой растительностью, которую могут добыть из-под снега. Благодаря «юбке» и плотному меху яки легко переносят суровый климат тибетских высокогорий. Когда животное ложится на снег, «юбка», подобно матрацу, предохраняет его от холода снизу.

Яки не образуют больших стад. Чаще всего они держатся группами по 3—5 животных. Старые быки ведут одиночный образ жизни. Из органов чувств у яка лучше всего развито обоняние. Зрение и слух значительно слабее.

Гон у яков бывает в сентябре — октябре. В это время быки присоединяются к группам коров. Отел у яков происходит в июне, после девятимесячной беременности. Теленок не разлучается с матерью около года. Как и большинство других диких быков, як относится к категории животных, быстро исчезающих с нашей планеты.

Як внесен в Красную книгу, но малая доступность мест его обитания делает контроль за его охраной практически невозможным. Еще в древности, в I тысячелетии до н. э., як одомашнен человеком. Домашние яки мельче и флегматичнее диких, среди них часто встречаются безрогие особи, очень изменчива окраска. Используют яка в Тибете и других частях Центральной Азии, в Монголии, Туве, на Алтае, Памире и Тянь-Шане. Як — незаменимое вьючное животное в высокогорьях. Он дает отличное молоко, мясо и шерсть, не требуя ухода. Домашний як скрещивается с коровами, и полученные хайныки очень удобны как тягловые животные. http://www.floranimal.ru

Дикие яки - жители Тибета

Дикие яки - жители Тибета - довольно крупные животные. Рост старых самцов достигает двух метров в холке, а все доходит до одной тонны. Высокая холка у яков выступает в виде горба. Рога - не очень толстые, но длинные, острые. Из органов чувств у яков лучше развито обоняние.

Типичные горные жители, яки великолепно приспособились к жизни на безлесных пустынных плоскогорьях, где имеются долины с озерами и болотами. Животные легко передвигаются по горным склонам, не уступая в этом диким баранам и горным козлам. На равнинах же бегают не столь быстро - их может нагнать любая лошадь.

Яки - животные парнокопытные млекопитающие входят в семейство полорогих и подсемейство быков. Кстати, Кроме них, в этом же подсемействе зубр, бизон, буйвол и живущие и Южной Азии гаур, гаял и бантенг. В отличие от других быков, которые могут мычать и реветь, яки способны издавать лишь хрюкающие звуки, подобно свиньям. Поэтому ученые-зоологи дали якам научное название - "бык хрюкающий".

Дикие яки держатся в одиночку или небольшими группами по 3 - 5 животных. Молодые собираются в несколько большие стада. Старые быки ведут одиночный образ жизни.

Домашние яки водятся в высокогорных районах Памира, Тибета и Алтая. Они мельче диких. Дл местных жителей одомашненные яки уже около трех тысяч лет заменяют и корову, и лошадь, и овцу, и свинью. Люди получают от них молоко, шерсть, мясо. Молоко яков очень густое, богатое белком и жиром. Не случайно памирцы шутят: "Заяц на молоке яка-кутаса спляшет и не провалится". Из молока делают сметану, масло, брынзу. На яках перевозят поклажу, а зачастую ездят и верхом. Сильные и выносливые, они легко переносят по горным тропам и заснеженным перевалам вьюки весом до 120 - 140 килограммов Раньше, когда на Памире не было дорог, яки-кутасы были основным видом транспорта.

Животные эти хорошо приспособились к жизни в горах. На высоте 4 - 5 тысяч метров всегда холодно, воздух сильно разреженный. Если переселить туда нашу корову, она долго не проживет. А якам все нипочем. Длинные, густые и грубые волосы, покрывающие грудь, бока, живот, ноги и хвост животного, образуют как бы сплошную "юбку", доходящую почти до земли. Шерсть, в которой содержится большое количество пуха, служит им естественной подстилкой, своеобразным матрацем, когда яки лежат на мерзлой земле или на снегу. И лето и зиму домашние яки проводят под открытым небом и сами себе добывают корм из-под снега.

Домашние яки скрещиваются с местным крупным рогатым скотом. Полученные гибриды - хайныки - отличаются большой работоспособностью, дают молоко и мясо. Правда, гибридные самцы-хайныки бывают бесплодными. Гибридные коровы дают потомство.

Памирские яки-кутасы обычно хорошо знают своего хозяина, а на чужих людей и животных сразу нападают. Пасущееся в горах стадо бдительно охраняет як-вожак. Заметив опасность, он громкими хрюкающими звуками предупреждает своих подопечных. Случается, незнакомца, а тем более хищника старый кутас поднимает на рога, бросает на землю и начинает топтать. Волкам лучше не показываться там, где ходит як-вожак.

Мой асканийский як был в общем-то довольно смирный. Обычно он пасся в заповедной степи и никого не трогал - ни людей, ни антилоп, ни оленей или страусов. А напал на меня, так как я разозлил его. Там же, в Аскании-Нова, был случай, когда як спас человека от разбушевавшегося оленя. В большом загоне паслось небольшое стадо маралов. Однажды осенью, во время гона у оленей, самец марал напал на служащего зоопарка. Мотнул головой, сбил с ног и придавил к земле. Неожиданно на помощь человеку пришел як, пасшийся поблизости от водопоя. Услышав крик, як подошел к оленю, не спеша нагнул голову и оттеснил его от человека.

В случае опасности - при нападении стаи волков - яки, подобно некоторым стадным копытным животным, занимают круговую оборону. Так они охраняют молодняк и более слабых животных. Иногда берут под защиту и человека, своего пастуха. Несколько лет назад в горах Киргизии пастух перегонял на альпийское урочище (высокогорное пастбище) стадо яков. Внезапно появились волки. Безоружный пастух не мог противостоять одиннадцати голодным хищникам и бросился в центр стада. Яки окружили его плотным кольцом, выставив вперед крутые рога. Волки злобно метались из стороны в сторону. Один, самый отчаянный, бросился на яков, но мощным ударом рогов был отброшен на скалу. Пришлось волкам отступить. Живая крепость выдержала осаду,

Яки и коровы оказались способными к дрессировке. В последние годы этих животных можно увидеть на аренах цирков. Совсем недавно миллионы зрителей видели на кранах своих телевизоров цирковое выступление яков. Эти лохматые и на вид неуклюжие животные довольно четко выполняли самые различные номера и трюки: бегали по арене, прыгали через препятствия и сквозь горящий обруч, танцевали вальс.

Как и многие другие животные, яки обладают способностью улавливать различные перемены погоды и даже предчувствовать землетрясения. Японские ученые, наблюдавшие за поселением яков, утверждают, что за несколько часов до землетрясения эти животные перестают есть корм "объявляют голодовку".

Исключительно выносливые дикие яки сохранились сейчас лишь в некоторых высокогорных районах Тибета. Их осталось немного, и, к сожалению, численность яков все время уменьшается, ведь, они могут жить лишь в таких местах, которые не освоены людьми. Вот почему яков включили и Красную книгу Международного союза охраны природы. Это поможет лучше организовать охрану редких животных как ценнейшего памятника природы и важного генетического резерва для улучшения племенных качеств одомашненных яков.

И.Заянчковский, профессор, Юный натуралист 1979 - 10