Такин, такины, Budorcas taxicolor Hodgson = Такин

Фото Budorcas taxicolor Hodgson = Такин

Вид: Budorcas taxicolor = Такин

Этот таинственный такин

Budorcas taxicolor = Такин

Такин стоял в густом кустарнике и смотрел на движущегося по тропинке пришельца. Он появился совсем недавно и пока что ему, коренному жителю этих мест, никакого вреда не чинил. И все же лучше держаться от него подальше. Такин раздраженно фыркнул и с шумом бросился в лес, а человек достал большой блокнот и стал записывать свои наблюдения.

Что-то странное было в этом животном. Кого оно напоминает? Пожалуй, больше всего американского лося, особенно, если смотреть на него не сбоку, а прямо. Вот только морда выглядит, как после укусов множества пчел. Похоже животное и на обычного быка. Длина его тела более двух метров, а высота в холке - до 130 сантиметров.

Такин обитает в регионе к востоку от Бутана - вдоль Гималаев по направлению к Бирме и Китаю. Его можно встретить в горах северо-восточной части Индии, Непала, в Тибете. В провинции Сычуань, расположенной в южной части Центрального Китая, примерно в тех же местах, где в зарослях бамбука живут редкие большие  панды, обитают и несколько тысяч такинов.

Фото Budorcas taxicolor = Такин

Выделяют три подвида этих зверей, проживающих в горах, отличающихся один от другого главным образом окраской. Два из них встречаются в провинции Сычуань. У одного шерсть соломенного цвета с черными пятнами, у другого - темно-коричневая. В южной части провинции Шэньси встречаются такины золотистого цвета.

Все такины - животные крупные, достигающие трехсот и даже трехсот пятидесяти килограммов. Их рога напоминают рога буйвола. Средние копыта у такина широкие, округлые, а боковые - длинные. Хвост короткий всего 15 - 20 сантиметров. И хотя на первый взгляд звери могут показаться неуклюжими, на самом деле они быстры и ловки.

Живут такины в лесах с подлеском. Отличаются большой привязанностью к участкам обитания. У животных густая шерсть, причем на шее внизу, боках тела и ногах удлиненная. В горах она просто необходима, ведь порою температура там бывает д  овольно низкой. Половозрелыми такины становятся лишь на третьем году жизни, а на четвертом полностью формируются рога.

Фото Budorcas taxicolor = Такин

В случае опасности эти звери могут бежать довольно быстро, но при непосредственной угрозе стараются затаиться, ложатся на землю и вытягивают шею. Как это ни покажется странным, таким крупным животным удается хорошо спрятаться. Но часто прибегать к маскировке у такинов нет необходимости. В го рах их тропы пролегают по таким уступам, что далеко не каждый отважится пройти по ним.

Ученым такины стали известны в 1850 году. Прошло почти 140 лет, но и сегодня о них знают мало. Уж очень осторожны и пугливы эти животные. Обычно, увидев человека, такины стараются скрыться, но это совсем не означает, что они трусливы. Звери могут храбро атаковать любого, кто вызовет их неудовольствие, будь то охотник, турист или исследователь.

Некоторым особенно терпеливым ученым кое-что все же удалось узнать о такинах. В 1984 году жизнь зверей наблюдал известный биолог, директор отделения Нью-Йоркского зоологического общества Международной организации по охране дикой природы Джордж Шаллер. Группа исследователей, в которую он входил, жила в одном из заповедников, расположенном в провинции Сычуань. Ученым удалось выяснить, что обычно такины живут группами от 10 до 35 животных. А как-то раз к домику, где проживали исследователи, подошло стадо, в котором было около ста такинов: несколько самцов, самки, годовалые и совсем маленькие телята.

Однажды, наблюдая за крупным стадом, Шаллер заметил, что среди животных нет телят. Возникло подозрение - не погибли ли малыши? Однако вскоре они появились 16 телят. Но шли они не со своими матерями, как это бывает у многих других копытных, а под присмотром флегматичной самки-няньки. Пушистые телята в отличие от своих светлых родителей был и темно-коричневыми. Оказалось, что у такинов существуют детские сады.

Зимой такины спускаются в низины. Из наблюдений за отдельными животными (а многие самцы предпочитают одиночный образ жизни) удалось выяснить, что они пасутся на участках протяженностью около шести с половиной километров. Летом звери поднимаются высоко в горы. Они пасутся как на открытых участках, так и в зарослях кустарников, а также среди деревьев. Такины любят молодые побеги деревьев и кустарников. Шаллер насчитал 138 видов растений, которые они употребляют в пищу.

Но не всегда пища достается им легко. Ученым приходилось наблюдать следующую картину. Чтобы добраться до листвы, такин подминал под себя ствол молодого деревца. Иногда он ломался, но чаще только сгибался, и тогда, широко расставив ноги, удерживая деревцо весом своего тела, такин объедал листья, После такого обеда заросли молодых деревьев выглядели так, будто по ним прошел тайфун. Это летом.

Зимой картина совсем другая. Почти все деревья стоят голыми, во многих местах лежит глубокий снег, и корма хватает далеко не всегда. Голодные животные вынуждены ощипывать концы веток и глодать кору. В это время года животные сильно худеют, а некоторые и погибают.

Жизнь этих животных еще полна загадок. В недалеком прошлом на них активно охотились, отлавливал и, но несколько десятилетий назад китайское правительство проявило заботу о защите этого редкого копытного и отнесло его, как и панду, к национальным богатствам. В наши дни охота на них запрещена, даже созданы два специальных заповедника. Такинов не разрешают продавать в зарубежные зоопарки. Их численность постепенно увеличивается. К сожалению, в ряде мест уничтожают леса, а это ведет к сокращению и без того небольшого ареала этих животных. Поэтому, несмотря на принимаемые министерством сельского хозяйства Китая защитные меры, такин остается еще очень уязвимым. Но места обитания такинов и большой панды часто совпадают, а последние находятся под особым покровительством государства, поэтому ученые надеются, что численность такинов будет увеличиваться.

Е. СОЛДАТКИH