Зебра Греви (пустынная зебра). Зебра Грэви [Греви] . Equus grevyi Oustalet, 1882 = Зебра Грэви [Греви] . Зебры

Вид: Equus grevyi = Зебра Греви

Зебра Греви (пустынная зебра) ( Equus grevyi

Вид: Equus grevyi = Зебра Грэви [Греви]

Зебра Греви (пустынная зебра). Распространение

Зебра Греви обитает в опустыненных степях и засушливых кустарниковых саваннах Эфиопии, Сомали , сев. Кении. На юге своего ареала зебра Греви встречается вместе с саванной зеброй.

Зебры – типичные обитатели открытых пространств. Африканские саванны занимают более трети поверхности континента. Эти огромные, покрытые травянистой растительностью пространства, усеянные баобабами и акациями, обеспечивают пищей около 40 видов копытных, и зебр в том числе. Однако, вытесненные людьми и домашними животными, зебры в настоящее время обитают только на востоке и юге Африки.

Зебра Греви (пустынная зебра) ( Equus grevyiВнешний вид

Облик полосатой лошадки известен людям многих стран с младенчества, поскольку это символ буквы «З» или «Z». Существует несколько различных гипотез, пытающихся объяснить полосатую окраску зебр. Чаще всего говорят о её покровительственной функции: в африканском мареве очертания животных расплываются, и этот эффект усиливается полосатостью. Возможно также, что львам во время охоты на этих животных труднее выбрать жертву в сплошном мелькании черно-белых полос. Биологи полагают, что предки всех лошадиных были полосатыми. Зебры сохранили эту окраску, а у других представителей рода (дикий осёл, лошадь Пржевальского) полосы на теле исчезли, сохранившись только на конечностях Квагга, ещё один вид лошадиных, вымерший в конце XIX века, имела полосы на ногах, голове и шее.

Зебра Греви (пустынная зебра) ( Equus grevyi

Пропорции тела у зебр сходны с пропорциями лошадей, но хвост ослиный: длинные волосы растут лишь на его конце, образуя кисточку. У зебр очень широкое поле зрения: переднее поле зрения - бинокулярное, боковое - монокулярное. Это позволяет животному видеть всё окружающее пространство. Мёртвую зону составляет лишь направленный назад сектор между ушами животного, в пределах которого зебра не может видеть приближающуюся опасность.

Три вида зебр, существующих в настоящее время на Земле, различаются размерами, формой ушей, рисунком на шкуре. Зебра Греви – самая крупная из них: длина туловища до 275 см, вес около 400 кг. У этой зебры удлиненная голова и большие округлые уши. Конец морды коричневый. Светлая окраска брюха поднимается довольно высоко на бока. Четкие и очень узкие вертикальные полосы на боках закругляются на крупе.

Расположение полос на теле каждого животного индивидуально, особенно в области плеча. Яркие вертикальные полосы на шее продолжаются на короткую стоячую гриву, отчего шея кажется очень толстой.

Социальное поведение

Несмотря на внешнее сходство всех видов зебр, для них характерны разные типы социальной организации. Для зебры Греви характерен тип социальной организации в котором группировки взрослых особей мало устойчивы. Большинство взрослых самцов держится поодиночке, бродя по обширным территориям, площадь которых составляет до 10 кв. км. В пределах границ этих участков, которые помечаются большими кучами навоза, их хозяева присваивают себе исключительное право спариваться с заходящими туда самками.

В обоих вариантах социальных систем молодые самцы, или самцы, оставшиеся без гарема, живут холостяцкими группами, не имея определённой территории и перемещаясь очень широко. Кормовое поведение и суточная активность

Все лошадиные питаются грубоволокнистой растительной пищей, и зебры – не исключение. В их рационе, в основном, различные травы, в том числе осоки, они поедают также древесную кору, листья, почки и корневища. Двигаясь по пастбищу, зебры срезают верхнюю часть травы, в основном злаков, облегчая доступ к нижним, наиболее питательным частям растений многочисленным африканским парнокопытным.
Питание исключительно низкокалорийной растительной пищей вынуждает животных тратить на пастьбу до 15 часов в сутки. В жаркий сезон зебры предпочитают пастись в прохладные часы суток - перед восходом и после захода солнца, используя полуденное время для отдыха. Напротив, в сезон дождей они обычно кормятся днём.

Вода играет ключевую роль в определении суточной и сезонной активности животных. Зебры нуждаются в водопое как минимум раз в сутки, а кормящие кобылы и того чаще. Особенно тяжело найти воду в засушливый период. Когда реки пересыхают, а небольшие водоёмы превращаются в грязные лужи, своими крепкими копытами зебры выкапывают ямы глубиной до 50 см и диаметром до 1 метра. Вода, просачиваясь сквозь песок, накапливается в яме, и животные могут её пить. Когда высыхают и эти «колодцы», начинаются массовые миграции крупных копытных, в первую очередь зебр, в поисках пастбищ со свежей травой. Сбиваясь в огромные табуны, животные перемещаются на сотни километров, вновь рассредоточиваясь на свежих пастбищах.

Размножение и родительское поведение

Молодые зебры достигают половозрелости к двум годам, однако, в этом возрасте приходят в охоту и начинают размножаться только самки. Молодые самцы допускаются к размножению более взрослыми самцами не раньше, чем в 4-5 лет. К этому возрасту молодые жеребцы становятся способны удержать около себя самок и противостоять соперникам. Размножение приурочено к влажному сезону, когда у молодняка выше шансы выжить на пастбищах с обильным кормом. Поскольку продолжительность беременности около 12 месяцев, а самки готовы принять ухаживания самцов уже через 7 – 10 дней после родов, то малыш может появляться у каждой самки ежегодно. Но чаще это происходит лишь раз в два года.

Когда единственному детёнышу приходит время появиться на свет, самка либо старается уединиться, за возвышенностями рельефа. Роды длятся около получаса. Как только жеребёнок появился на свет, кобыла поднимается, пупочный канатик рвётся, мать поворачивается к детёнышу, обнюхивает его и собирает губами околоплодную жидкость. Малыш практически сразу же делает попытки встать на ноги, но удается это ему лишь минут через 15-20. Он впервые пробует сосать, после чего ложится и отдыхает. Через 2-3 часа он уже в состоянии следовать за матерью.

Первое время самка отгоняет от малыша других зебр, но через неделю он знакомится со всеми членами группы. Примерно в это же время мать готова к спариванию. У малыша наступают трудные дни, поскольку он стремится быть всё время рядом с матерью, подвижность которой возрастает. Если у кобылы наступает беременность, то кормление молоком прекращается через 6-7 месяцев. Если нет, то мать может кормить жеребёнка больше года.

Продолжительность жизни: Живут зебры до 25 -30 лет, редко дольше. В природе срок жизни у них короче.

Состояние саванной зебры в настоящее время не вызывает опасения, но зебре Греви и горной зебре грозит исчезновение. Поэтому зебра Греви включена в Приложение I Конвенции о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой уничтожения (CITES) и в Международную Красную Книгу (IUCN) в категорию EN (исчезающие).

Несколько веков назад зебры были распространены на Африканском континенте значительно шире, чем теперь, а в конце ледникового периода встречались и в Европе. В эпоху римлян зебры попали на Апеннинский полуостров, где их использовали в цирковых представлениях. Однако дрессировать зебр трудно, они плохо приручаются, а от врагов отчаянно защищаются зубами и копытами. Опыты по их приручению и одомашниванию не получили широкого распространения, поскольку и по своим рабочим качествам зебры значительно уступают лошадям и ослам.

Зебры жили в родной стихии в гармонии с окружающей средой до конца XVIII века, пока не началась колонизация Африки. Местное население издавна охотилось на них ради мяса и шкур, но лишь сафари европейских охотников, во время которых погибали сотни животных, привели к резкому сокращению численности африканских копытных, в том числе и зебр. От полного исчезновения зебры были спасены только путем создания сети национальных парков. Даже в настоящее время браконьеры представляют опасность для этих животных, поскольку красивые полосатые шкуры по-прежнему дорого стоят. Кроме того, рост численности населения ведет за собой увеличение количества поселений, площади возделываемых земель и поголовья домашних копытных, что приводит к истощению пастбищ. Именно усилившаяся конкуренция с домашним скотом привела к резкому сокращению численности зебр Греви в конце прошлого столетия.