Длиннохвостый суслик Citellus (=Spermophilus) undulatus (Pallas 1778)

Вид: Citellus undulatus = (Азиатский) длиннохвостый суслик, суслик Эверсмана

Отряд: Rodentia Bowdich, 1821 = Грызуны

Семейство: Sciuridae Gray, 1821 =Беличьи

Род: Citellus Oken, 1816 = Суслики

Вид: Citellus undulatus Pallas, 1778 = (Азиатский) длиннохвостый суслик, суслик Эверсмана

Длиннохвостый суслик Citellus(=Spermophilus)undulatus Pallas 1778

Крупный суслик. Длина тела до 315 мм, масса тела – 300-500 г. Отличительная черта S. undulatus – длинный хвост – до 163 мм, составляющий, как правило, более 40% длины тела, а с концевыми волосами – более половины (Громов, Ербаева, 1995; Огнев, 1947). От S. parryii отличается также длинной ступней, а также относительно большими ушными раковинами, которые слегка выступают из шерсти. Окраска спины – буровато-охристая, на боках ржавая окраска становится более интенсивной, голова слегка темнее. Спина покрыта серым или белесым крапом. У северного подвида (S. u. jacutensis) ступни покрыты волосами, которые отсутствуют у южных форм. Молодые зверьки хорошо отличаются от перезимовавших более тусклой сероватой окраской и слабо выраженной пятнистостью. В отличие от арктического суслика скуловые дуги более узкие. Анализ морфологических особенностей демонстрирует хорошо выраженную клинальную изменчивость этого вида в пределах ареала. Длина тела и вес зверьков увеличивается в восточном и северо-восточных направлениях (Бадмаев, 1996).Фото

РаспространениеОт северного Тянь-Шаня до Приморья. Хорошо выражены два изолята: Якутский изолят (площадь изолята составляет около 60 тыс. кв. км), и Амуро-Бурейский изолят. Характерной чертой распространения сусликов внутри ареала, в частности, в центральной и западной его части является образование мелких изолированных поселений в межгорных котловинах.

Биотопы: S. undulatus – обитатель открытых ландшафтов. Ареал длиннохвостого суслика занимает преимущественно горные районы, где этот вид живет в альпийских и субальпийских лугах, на склонах речных долин и прилежащих степях по равнинам. Якутские длиннохвостые суслики приурочены к сухим лесостепям. Основным фактором, определяющим плотность поселений считаются почвенно-грунтовые условия, низкий уровень грунтовых вод и сухость почвы. Наиболее плотные поселения приурочены к возвышенностям, косогорам и гривам с остепненной растительностью.

В различных биотопах показатель плотности зверьков может сильно колебаться, составляя от 1-2 до нескольких сотен нор на 1 га. В Забайкалье в наиболее благоприятных местах обитания (нижние части склонов) на 1га насчитывается до 250 нор. Фото

Убежища. Обычно нора имеет от одного до трех косых выходов. Вертикальные ходы наблюдаются редко. От магистрального хода отходят отнорки, в одном из которых располагается гнездовая камера, устланная сухой травой. Характерно присутствие “спасательных камер”. Такая шарообразная камера располагается в отнорке, идущим вверх от магистрального хода и зверек спасается там при весеннем подъеме воды. Глубина убежищ зависит от характера почвы. Так, норы, вырытые сусликами в межгорных котловинахгораздо глубже, чем в гольцовых поселениях. В этом биотопе их глубина не достигает 40 см. Якутские суслики также роют неглубокие убежища, ограниченные вечной мерзлотой.

Фенология. Длиннохвостый суслик проводит зиму в спячке. В зависимости от характера снежного покрова и температурных факторов сроки залегания и выхода из спячки у зверьков в северной и южных частях ареала несколько различаются. В Забайкалье зверьки исчезают с поверхности в последней декаде сентября или в октябре, а просыпаются в последних числах марта или в начале апреля, спячка продолжается около 6,5 месяцев. На северной границе ареала продолжительность спячки этой популяции составляет 7-7,5 месяцев. Весной первыми на поверхности появляются взрослые самцы, а через 10-15 дней – самки. Молодые зверьки выходят из нор в середине июня. Осенью первыми уходят в спячку взрослые самцы. Однако, сроки залегания различных половых и возрастных групп более или менее сходны.

Питание. Длиннохвостые суслики питаются преимущественно растениями. В пределах ареала каждого подвида основной состав поедаемых растений соответствует флористическому составу местности. Весной до начала вегетации суслики часто едят подземные части растений (корни, луковицы). С появлением зеленых побегов переходят на питание стеблями, листьями, а к осени в рационе преобладают семена и подземные части растений (Обухов, 1969; Бадмаев, 1996 и др.). Предпочитают виды из семейства бобовых; клевер, люцерну, донник и др. Зверьки охотно едят насекомых, особенно саранчовых, жуков, перепончатокрылых. Известны случаи поедания птенцов и мелких грызунов. В Амурской области по данным Е.М. Снигиревской (1966) подвид S. u. menzbieri в весенний и летний период питается преимущественно зелеными частями растений. В ненастную погоду зверьки чаще едят семена. В пище встречаются также беспозвоночные, а иногда мелкие позвоночные животные. Якутские суслики (S. u. jacutensis) после пробуждения поедают сухие травы, торчащие из-под снега. Позднее на проталинах едят зеленые ростки и выкапывают корневища (Винокуров и др., 1982). В течение всего периода активности якутские длиннохвостые суслики постоянно едят животные корма, кобылок, жуков и их личинок, мышевидных грызунов, птенцов воробьиных птиц, гнездящихся на земле и т.д.

Для всех подвидов известно запасание корма. Обычно запасы расходуются весной, после пробуждения.

Длиннохвостый суслик размножается один раз в сезон и общий характер репродуктивного поведения у него сходен в различных частях ареала. У наземных беличьих стадия подготовки самцов к размножению начинается в конце лета. Спаривание происходит весной, сразу же после появления самок на поверхности. Срок беременности – около 30 дней. Суслята выходят из нор ориентировочно в возрасте 27-28 дней. Молодняк появляется на поверхности в середине июня, в Якутии – в конце июня – июле. Среднее число детенышей в выводке у забайкальских сусликов 7,0, у якутских сусликов плодовитость выше – в среднем 8,2 детеныша на 1 самку. Половой зрелости зверьки южных районов, как правило, достигают на второй год, а у якутской популяции годовалые зверьки интенсивно размножаются: процент участия в размножении годовалых самок в Центральной Якутии составляет 96,1%. Высокие темпы размножения сусликов на северной границе ареала авторы объясняют адаптацией к экстремальным климатическим условиям.

В пределах всего ареала длиннохвостые суслики – дневные животные, активность которых начинается после восхода солнца и продолжается до вечера с некоторым падением в полуденные часы. Индивидуальное и социальное поведение длиннохвостых сусликов почти не изучено. В биотопах с высоким травостоем средняя площадь участка у одного зверька составляет 900-1600 м2, а на скалах, где перемещения ограничены – всего 150-300 м2. Во всех изученных группировках индивидуальные участки зверьков сильно перекрывались. Мы не наблюдали выраженного территориального поведения особей в группировке. Зверьки совместно используют территорию группы. Однако ее границы активно охраняются от “чужих” особей. После выхода молодняка из нор основу их взаимоотношений составляют игровые контакты. Затем игровое поведение постепенно заменяется агрессивным. Пик активности совпадает с началом расселения. Этологическая структура внутрипопуляционных группировок характеризуется четко выраженной иерархией, которая также меняется на протяжении сезона. В первой половине лета взаимоотношения зверьков находятся в процессе становления, но к концу июля этологическая структура группы приобретает стабильность. Во главе группировки находится самец доминант, функции которого заключаются в изгнании пришельцев. Остальные члены группировки занимают подчиненное положение, находясь на близких иерархических уровнях. Агрессивные контакты между ними не наблюдались

Среди других поведенческих реакций длиннохвостого суслика хорошо изучена маркировочная активность. Выявлены сезонные особенности маркировочного поведения на разных этапах репродуктивного периода. В маркировке территории участвуют только самцы. Описано мечение своего тела, которое наблюдается у взрослых самцов при появлении других особей.

Звуковая сигнализация: выявлена специфика сигнала, предупреждающего об опасности.

Источник: http://www.bcc.seu.ru/programs/rodent/species/spermophilus_undulatus.html