Альпийский сурок: поведение. Вид: Marmota marmota Linnaeus, 1758 = Альпийский сурок

Альпийский сурок: поведение

Отряд: Rodentia Bowdich, 1821 = Грызуны

Семейство: Sciuridae Gray, 1821 =Беличьи

Род:Marmota Blumenbach, 1779 = Сурки

Вид: Marmota marmota Linnaeus, 1758 = Альпийский сурок

Вид: Marmota marmota Linnaeus, 1758 = Альпийский сурок.

Читать: Альпийский сурокСпячка у животных и у альпийских сурков

Альпийский сурок, Marmota marmota, населяющий Альпы и Карпаты, встречается на высотах от 1400 до 3000 м, преимущественно в луговых биотопах. В состав семейных групп этого вида входят до 20 особей, в том числе один или два взрослых самца, 1-2 взрослые самки, годовалые особи и сеголетки (до двух выводков). Средний размер выводков составляет 2.4. Члены одной семейной группы зимуют в общей норе, но по окончании спячки все особи, кроме взрослой самки, покидают ее и переселяются в ближайшие летние норы.

Если в состав семейной группы входят две взрослые самки, то потомство приносит только одна из них. Вторая взрослая самка занимает отдельную нору или использует общую нору с годовалыми особями. Взрослые самцы в каждой семейной группировке занимают обособленные норы, расположенные в 50-150 м от нор, занимаемых остальными членами семьи. Если в состав группы входят два взрослых самца, один из них занимает доминирующее положение, а другой становится подчиненным.

Все члены семейной группы относительно свободно перемещаются по занимаемой территории. Однако подчиненный самец в определенные периоды старается избегать контактов с доминантом.

Детеныши рождаются в начале июня и выходят из выводковых нор спустя месяц, т.е. в начале июля. Регулярные тактильные контакты между самкой и детенышами отмечали только первые десять дней после их выхода на поверхность. Позднее самка старалась избегать тесного общения

с детенышами, но они продолжали находиться в одной норе с самкой до конца августа. Расселение молодняка происходит после второй зимней спячки, т.е. на третьем году жизни. У молодых самок отмечается задержка полового созревания, пока они находятся в составе родительской семьи.

О характере взаимодействий между особями в семейных группах альпийского сурка можно судить по гистограммам на рис. 5.2.5. В целом, внутрисемейные взаимодействия можно определить как толерантные. Встреча двух особей обычно начинается с характерного "приветствия" — особой формы назо-назального контакта. Среди агрессивных контактов отмечены только преследования, которые во многих случаях проявлялись как форма игрового поведения. Большинство преследований, инициированных годовалыми особями, зарегистрировано при контактах с сеголетками. Элементы ритуализованного агонистического поведения представлены, в основном, боксированием в игровых взаимодействиях.

Контакты между членами соседних семейных групп, участки которых располагаются на расстоянии до 100 м, чаще всего отмечаются в июне-июле. Их инициаторами выступают, как правило, взрослые особи, реже годовалые. Агрессивные взаимодействия инициированы только взрослыми самками или доминирующими самцами. Самки преследовали всех "чужаков", приближавшихся к их норе на расстояние ближе 15 м. Иными словами, они охраняли, прежде всего, гнездовые норы. Взрослые самцы, напротив, охраняли всю территорию семейной группы