Золотистый хомячок (Golden Mouse) Ochrotomys nuttalli = Золотистый хомячок

Род: Ochrotomys = Золотистые хомячки

Ochrotomys nuttalli Harlan = Золотистый хомячок

Вид: Ochrotomys nuttalli Harlan = Золотистый хомячок (Golden Mouse)

Ochrotomys nuttalli Harlan = Золотистый хомячок

Золотистый хомячок, Ochrotomys nuttalli, распространен в южных и юго-восточных штатах США. Ведет в основном древесный образ жизни. На деревьях и кустах строит шаровидные убежища-гнезда диаметром около 20 см. Питается в основном семенами растений. В ряде регионов размножается круглый год, а на юге ареала — в течение осени, зимы и весны. Взрослые самки потенциально могут приносить до восьми выводков в течение года. Длительность беременности — 29-30 дней. В помете обычно бывает 2-3 детеныша.

Исследование, проведенное в штате Кентуки, США, показало, что, если двух особей противоположного пола поместить в одну клетку, поначалу они ведут себя очень возбужденно и пытаются выбраться на волю. По истечении суток зверьки успокаиваются и в дальнейшем ведут себя очень спокойно. Если в клетку поместить их собственное гнездо, большую часть суток зверьки проводят внутри него. В тех случаях, когда в клетку с уже освоившимися там зверьками помещали еще одну особь, она вела себя очень осторожно, но "хозяева" клетки не проявляли никакой агрессии по отношению к "чужаку". Последний, освоившись, проникал в гнездо, не встречая сопротивления со стороны "хозяев", и вскоре становился одним из полноправных членов группы. Лишь в двух случаях "чужак" не был принят в состав группы и был вынужден находиться вне общего гнезда.

Обследование гнезд золотистого хомячка в природе показало, что их обитателями могут быть одиночные самцы и самки (я=4), пары самцов (п=1) и группы разнополых особей (от двух до шести, и=12). Иными словами, в популяциях этого вида гнезда занимают чаще всего группировки (агрегации), в состав которых входят от двух до шести взрослых особей (в 70% случаев).

Наблюдения за парой взрослых особей в неволе показали, что самец оставался с самкой в одном гнезде в течение всего срока ее беременности, по после рождения детенышей проявлял признаки беспокойства, пытался выбраться из клетки и не заходил в гнездо с самкой и ее выводком. Самка не демонстрировала никакой агрессии по отношению к самцу, но он успокоился лишь после того, как его пересадили в другую клетку. Эти наблюдения свидетельствуют, что самцы золотистого хомячка в природе, по-видимому, не проявляют никакой заботы о потомстве, и самки воспитывают детенышей в одиночестве.

Использование пространства взрослыми особями в поселениях золотистого хомячка не исследовано. Приводятся лишь данные, согласно которым отдельные гнезда располагаются на расстоянии не менее 75 м одно от другого. Каждое гнездо может использоваться несколькими поколениями его обитателей. Хотя имеются указания на совместное обитание разнополых особей в одном гнезде, постоянные семейные пары и, тем более, семейные группы у этого вида, по-видимому, не образуются. На это указывает то обстоятельство, что к паре взрослых особей, содержащихся в неволе, легко присоединяется "чужак" любого пола, что не характерно для видов с семейно-групповым образом жизни. Кроме того, нет никаких данных о сроках расселения молодняка или указаний на его задержку.