Белка Аберта: поведение. Кайбабская белка или Белка Аберта = Sciurus kaibabensis. Белки, белка. Род: Sciurus Linnaeus, 1758 = Белки, Sciuridae Gray, 1821 = Беличьи, Белки

Белка Аберта: поведение

Кайбабская белка или Белка Аберта = Sciurus aberti kaibabensis

Белка Аберта, Sciurus aberti, распространенная на западе и юго-западе США, а также на северо-западе Мексики, населяет сосновые леса в Скалистых горах. Размножение этого вида происходит в мае-июне. Самки спариваются многократно с несколькими самцами. Продолжительность периода спариваний, который у взрослых самок бывает только раз в году, составляет от 9 до 13 часов, в среднем 11.3 часа. Беременность длится 38-46 дней. Молодняк рождается со второй декады июня до середины июля. Число детенышей в помете варьирует от 2 до 5 (в среднем 3.4). Период молочного вскармливания длится около 10 недель. Молодые зверьки выходят из гнезд с конца августа до середины сентября.

Площадь участков обитания у взрослых особей варьирует от 4.0 до 9.8 га и в среднем составляет 7.2 га. В летний период расположение участков обитания остается практически неизменным, но осенью они смещаются на значительное расстояние. Зимой размеры участков обитания сокращаются. Весной, в сезон размножения, площадь участков обитания самцов значительно увеличивается, поскольку особи этого пола постоянно перемещаются, покрывая за короткое время значительное расстояние. Охрана территории не выражена.

Подробное исследование пространственно-этологической структуры поселений белки Аберта проведено в 1969-1971 гг. в штате Колорадо (США) в сосновом лесу на участке площадью 72 га, где под наблюдением находились 60 меченых особей.

Вне периода размножения взрослые особи этого вида занимали в значительной степени обособленные участки обитания. На протяжении большей части года их перемещения были связаны, в основном, с добыванием корма. В зимний период во время кормежки они чаще держались обособленно, сохраняя значительную индивидуальную дистанцию (как правило, не менее 30 м). Один из наиболее предпочитаемых кормов у белки Аберта — молодые веточки сосны желтой (Pinus ponderosa), и на отдельных деревьях во время кормежки можно было видеть по две-три особи, у которых порой возникали агрессивные конфликты. Зимой эти конфликты ограничивались кратковременной демонстрацией атаки, не переходящей в преследование. Подобные столкновения случались и на земле при поиске грибов или опавших шишек. С декабря 1969 г. по апрель 1970 г. в общей сложности зарегистрировано 27 подобных агрессивных взаимодействий, в которых самцы одерживали верх над особями своего (и=6), а также противоположного пола (и=7). Самки побеждали в конфликтах только между особями своего пола (и=8). В сезон размножения ситуация меняется, и рецептивные, а также беременные и кормящие самки становятся крайне агрессивными и активно преследуют самцов.

В репродуктивный период к наиболее заметным группировкам в популяциях белки Аберта можно отнести ассоциации самок с детенышами. Тесная связь самки с ее потомством сохраняется и некоторое время после завершения молочного вскармливания. В начале осени выводки молодых зверьков все еще держатся вместе с самками, и хотя последние перестают обращать внимание на подросшее потомство, семья по-прежнему собирается на ночной отдых в одном гнезде. В октябре-ноябре связь между матерью и детенышами заметно ослабевает, и молодняк постепенно переходит к самостоятельному существованию.

Еще одна форма агрегаций, отмеченных у белки Аберта в нерепродуктивный период — объединение особей, использующих одно общее гнездо. В состав подобных агрегаций могут входить не только самки с полувзрослым потомством, но и несколько взрослых разнополых особей.

В сезон размножения пространственная структура поселений белки Аберта претерпевает существенные изменения, связанные с повышенной активностью самцов, собирающихся на участках рецептивных самок. Они постоянно следуют за самками, и если за одной самкой ухаживают два самца, между ними регулярно возникают агрессивные взаимодействия. Нередко самок одновременно преследуют несколько особей противоположного пола (максимум — до 8). Среди них выделяется доминант, который прогоняет приближающихся к самке конкурентов. Во время гона доминант не отдыхает и не кормится, он постоянно находится рядом с самкой и отгоняет от нее подчиненных самцов. Состав самцов в таких временных агрегациях постоянно меняется, за исключением доминанта, который спаривается с самкой в первую очередь и наиболее часто. Один из примеров пространственного размещения участков обитания самцов и самок в сезон размножения показан на рис. 3.2.7.

В этой группировке самец BS доминировал над другими особями своего пола в период гона, когда самки GBF и GRH, участки которых перекрывались с участком самца BS, находились в состоянии эструса. Самец ВВС был доминантой в период спариваний с самкой GBS. В указанные периоды участки самцов и самок перекрывались почти целиком. Меньшая степень взаимного перекрывания участков обитания обнаружена в парах самцов и самок BLL-BTT и GLH-GN, GS.

И у самок, и у самцов во время гона отмечается высокий уровень агрессивности. Самец-доминант в перерывах между преследованиями подчиненных самцов пытается спариваться с самкой. Последняя агрессивно реагирует на приближение любой особи противоположного пола, и в связи с этим, в поведении самцов обнаруживается двойственная мотивация — стремление сблизиться с самкой и избежать нападения с ее стороны.

Каждая самка за период гона спаривается в среднем с четырьмя самцами. Преследование партнера — наиболее часто наблюдаемая форма взаимодействий самцов, ухаживающих за самкой в состоянии эструса. Дистанция преследования у разнополых партнеров обычно небольшая — 1-2 м, тогда как у конкурирующих самцов достигает 20 м и нередко заканчивается яростной схваткой. Агрессивные стычки между подчиненными самцами возникают существенно реже.

Если самец-доминант по какой-либо причине теряет самку из виду, один из подчиненных самцов обязательно делает попытку спариться с ней. Во многих случаях такие спаривания бывают успешными, поскольку самка менее агрессивна по отношению к подчиненным самцам. Доминант в момент спаривания с самкой может быть атакован одним из подчиненных самцов. Среди последних существенного разделения по рангам не выявлено.

Беременные и кормящие самки демонстрируют некоторые признаки территориального поведения, охраняя гнезда от других представителей своего вида. Самцы-доминанты, напротив, временно монополизируют не участок местности, а самок, находящихся в эструсе.

Таким образом, пространственно-этологическая структура поселений белки Аберта в нерепродуктивный период характеризуется системой частично перекрывающихся индивидуальных участков обитания разнополых особей, которые образуют разреженные агрегации относительно постоянного состава, однако особи, входящие в состав этих агрегаций, не связаны тесными социальными узами. В сезон размножения формируются агрегации взрослых особей с более сложной социальной структурой, которая характеризуется, прежде всего, формированием иерархии доминирования среди самцов, конкурирующих за самок. Иерархия не линейная, и при наличии доминанта, которым становится один из наиболее агрессивных самцов, отчетливого разделения по рангам среди подчиненных особей не обнаруживается.

Помимо временных агрегаций самцов, конкурирующих за самок, в популяциях белки Аберта образуются зимовочные агрегации, объединяющие разнополых особей, использующих общие убежища (гнезда). Стратегия размножения у белки Аберта основана на более высоком репродуктивном успехе самцов-доминантов, спаривающихся с самками чаще подчиненных самцов, а также на селективном поведении самок, которые отдают предпочтение подчиненным самцам, если доминант уступает им по тем или иным качествам.